«Ему никогда не изменяло чувство вкуса»

Сослуживец Семена Фарады по легендарному Театру на Таганке актер Вениамин Смехов специально для «Труда» вспоминает ушедшего коллегу.

Семен Фарада ушел от нас в августе, когда в Москве традиционно замирает жизнь до осени. Как и полагается клоунам, шутам, комедиантам, он уходит от нас, как будто спрятавшись от излишнего шума, от слишком пафосного преувеличения своих заслуг. Да, Семен Фарада был шут и лицедей, но ему никогда не изменяло чувство вкуса. Многих российских комедиантов, когда они достигают успеха у миллионов людей, почти всегда заносит за грань хорошего вкуса, но к Фараде это не относится. Нас с ним связывала одна сценическая площадка, Театр на Таганке. Кроме того, мы с ним много ездили с закрытыми, полузапрещенными концертами по разным уголкам Советского Союза. У нас сложилась бригада концертирующих актеров, в которую входили Владимир Высоцкий, Леонид Филатов, Валерий Золотухин, Зинаида Славина, Борис Хмельницкий, Семен Фарада. Я обычно вел эти концерты. Нам легко и приятно было радовать публику. Семен Фарада, до того как стать актером, окончил МГТУ имени Баумана.

В детстве он дружил с Владимиром Ресиным, они даже жили в одной коммуналке. Они оба потом рассказывали мне об этом эпизоде своей жизни. На Таганке у Фарады были самые разные роли, но, кажется, его самого больше всего радовали «Обмен», где он играл маклера, и «Гамлет», где он был одним из шутов-могильщиков. А в нашем первом спектакле «Добрый человек из Сезуана» он играл одного из трех богов, которые пытаются найти хотя бы одного доброго человека на земле. Я был третьим, наивно-печальным богом. Первый бог был демагогом, а второй, которого играл Фарада, — импульсивным комиком. Впрочем, наша публика лучше всего запомнила его не по театральным ролям, а по фильму «Формула любви», где он вместе с Александром Абдуловым распевал «Уно моменто». Это было действительно уно моменто всеобщей радости. Впрочем, это «уно моменто» для умственно развитых любителей искусства словно бы находят отзвук в «memento more», что по латыни означает «помни о смерти». К несчастью, это «memento more» слишком часто звучало в его жизни. Нам всем следует подумать об этом страшноватом парадоксе: блестящий комедиант Фарада уходил от нас в депрессии, а депрессия комика — это особый призыв подумать о том, где и как мы живем. Напоследок я бы хотел процитировать стихотворение Владимира Высоцкого, написанное в память о другом замечательном комике Леониде Енгибарове. Там есть одно четверостишие, которое сегодня с должной силой и печалью можно посвятить памяти Семена Фарады:

«Он застыл —

не где то, не за морем —

Возле нас, как бы прилег,

устав, —

Первый клоун

захлебнулся горем,

Просто сил своих

не рассчитав».

Выбор

Три знаковых кинороли Семена Фарады

«Тот самый Мюнхгаузен» (1979)

В фильме Захарова Фарада сыграл главнокомандующего.

 

 

 

«Чародеи» (1982)

Картина подарила Фараде один из лучших его эпизодов: «Ну кто так строит?»

 

 

 

«Формула любви» (1984)

«Уно моменто» сделала Фараду народным любимцем.