Салон красоты

Вчера завершился Международный авиакосмический салон (МАКС-2009), на котором были подписаны десятки контрактов на сумму от 4 до 10 млрд. долларов. Главная особенность нынешнего МАКСа — большинство контрактов «внутренние», то есть самолеты, которые будут проданы по ним, останутся в России — в ВВС и на гражданских линиях.

На МАКС-2009, проходивший с 18 по 23 августа, по сравнению с 2007-м (салон проводится раз в два года) приехали на 200 участников больше — всего здесь собрались более 700 компаний (на 8% меньше, чем в 2007-м). Многие из них жаловались на дороговизну мест на салоне.

Не приехали американцы, которым показалось слишком дорого во время кризиса гнать свою технику за тридевять земель. Не прилетел в Жуковский и крупнейший в мире пассажирский самолет Airbus A380. Зато впервые публике показали «в деле» новейшие российские пассажирские самолеты Sukhoi SuperJet 100 и Ан-148.

Несмотря на то что объем заключенных контрактов, по оценкам участников, составил 4 млрд. долларов, а по оценке организаторов — все 10 млрд. (2007 год — 3 млрд. долларов), основными заказчиками техники выступили российские компании и Минобороны РФ. «Компания «Сухой» поставит военным 48 истребителей «Су» различных модификаций на сумму 80 млрд. рублей. До конца года планируется подписать контракт на поставку 8 эскадрилий МиГ-31 (по 12 самолетов в каждой).

Авиакомпания «Атлант-Союз» и лизинговая компания «Ильюшин Финанс» договорились о лизинге 30 самолетов Ан-148 и 30 самолетов Ту-204 СМ. «Аэрофлот» заключил договор с компанией «ВЭБ-Лизинг» о финансировании лизинга первых 10 самолетов Sukhoi SuperJet-100. Всего объем сделки составит 250 млн. долларов. Ряд региональных авиакомпаний достиг предконтрактных соглашений о поставках новой пассажирской техники.

«Для России МАКС был успешным, поскольку такого количества закупок российских самолетов для внутренних нужд ещё не было», — считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

Заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин никаких позитивных итогов от прошедшего МАКСа не видит. «Российская армия должна получать авиатехнику в таких количествах не раз в десятилетие, а значительно чаще», — сказал эксперт.

Поставки такого количества боевой авиатехники военных все же немного смущают. Главком ВВС Александр Зелин заявил, что в России нет такого количества летчиков на закупленные самолеты, а затраты на их подготовку колоссальные. «Подготовка летчика первого класса на многоцелевых самолетах может занять до 8–10 лет и стоить до 5,5–6 млн. долларов», — сказал он журналистам.

Член Совета по внешней и оборонной политике Виталий Шлыков недоумевает: «С кем воевать авиацией? Современные войны — партизанские, применять против них самолеты пятого поколения бессмысленно».

Напомним, что на открытии МАКСа Владимир Путин задал трепку представителям авиапрома. «Государство по-прежнему видит развитие отечественного авиапрома и космонавтики одним из своих приоритетов», — сказал он, посетовав при этом на то, что авиастроители с трудом выбираются из долговых ям.

Организационный сбой

МАКС-2009 в первую очередь запомнился организационной неразберихой. 18 августа приехавшие в Жуковский гости с билетами за 450 рублей неожиданно выяснили, что в первые три дня выставка будет работать только для специалистов. Не повезло и тем, кто поехал на авто. Ещё на подъезде к МКАД они попадали в глухие пробки, а сам Жуковский был закрыт для движения.

В дни массовых посещений гости проходили три кордона охраны, где на досмотр сумок и одежды уходило в лучшем случае три минуты. Только за выходные на выставке побывали 550 тысяч человек. Все они стояли в очередях к охране минимум по часу.

За порядком на авиасалоне следили 3,5 тысячи милиционеров. Они стояли с обеих сторон аэродрома через каждые 20 метров, а концы оцеплений уходили за горизонт.

Особой популярностью у гостей пользовались Ил-96-400, грузовой Ан-124 «Руслан», стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95 МС и миниатюрные вертолеты размером с автомобиль.

Долги к месту

Самую неожиданную акцию во время работы авиасалона устроили судебные приставы. Они проверяли всех посетителей на наличие долгов и заставляли расплатиться тех, у кого они имелись. У одного из посетителей, не уплатившего взнос по автокредиту на сумму 70 тысяч рублей, арестовали машину.

Усиление на авиасалоне не прошло даром: милиционеры задержали 34 человека за мелкое хулиганство и 104 человека за нарушение правил дорожного движения. У посетителей изъято свыше 1,5 тысячи запрещенных к проносу предметов, в основном алкоголь. На самом МАКСе пиво стоило 150 рублей за банку.