- Анита, наверное, нелегко сказать ребенку-конкурсанту: ты проиграл. Это же огромная психологическая травма.
- Что делать, на конкурсе без проигравших нет и победителей. С другой стороны, важно объяснить: конкурс - еще не вся жизнь. Ведь вокруг полно успешных людей, которые ни в чем таком не участвовали, но нашли свое место под солнцем. На нынешнем конкурсе получилось так, что не всем одаренным ребятишкам достались призовые места. Тогда мы в международном жюри (оно представляло 9 государств) сбросились в складчину и учредили спецприз - он достался 11-летнему Ноюсу Барташку из Литвы.
- Ваш 15-летний сын Чан Сок пойдет по эстрадным стопам матери?
- Чан Соком сына обычно зовут корейские родственники. А по российскому паспорту он Сережа. Разумеется, назван в честь моего мужа, потому что внешне он вылитый папа. В 1999 году сын выступал со мной на сцене концертного зала "Россия". Но потом сказал: "Мама, со сцены виден только зрительный зал, а из самолета - вся земля". Он уж лет десять как увлечен авиацией, коллекционирует модели летательных аппаратов. Хочет учиться на экономиста гражданской авиации.
- В 90-е вы торговали на рынке в Лужниках корейским ширпотребом. Бойкая московская милиция вас лично не обижала?
- Всякое бывало. У частной охраны рынка Лужники, которая якобы нас охраняла, была пагубная привычка: если продавец отходил от своего товара, тут же набегали охранники, сгребали все и уносили на склад - своего рода штрафстоянку. После чего несчастный должен был выплачивать стражам порядка солидный штраф, сумма которого варьировалась произвольно. Однажды зимой охранники, как орда Мамая, прошлась рейдом по всему нашему ряду Ц-3 - если кто помнит, была такая знаменитая торговая линия у памятника Ленину. И товар конфисковали у всех.
Для меня это стало последней каплей, я решила дать бой. Вид у меня был еще тот: куртка-пуховик, на голове сиреневый капор, на ногах валенки. К тому же мы с подругами приняли по 50 граммов, чтобы легче было переносить 30-градусный мороз. И я вступила в перебранку с охранниками. Они, конечно, меня послали куда подальше. Тогда пришлось прибегнуть к последнему аргументу: "Я на вас пожалуюсь в мэрию, там мой муж работает". На меня посмотрели с недоверием и говорят: "В мэрии узкоглазые не работают". Я дала им телефон приемной. К счастью, Сергей оказался на месте и подтвердил, что "узкоглазые" в мэрии работают. Товар нам тут же вернули без всякого выкупа. И впредь нас хотя и продолжали мучить, но уже не так нагло. Видимо, опасались связываться... Кстати, в Лужниках через пару месяцев пройдут мои "сольники" - шоу Аниты Цой "На Восток".
- Красивые у вас взаимоотношения с Лужниками: от розничной торговли до сольного концерта...
- Сейчас Лужники уже не те. Недавно телевидение снимало фильм о челноках, и меня привлекли в качестве эксперта. Со съемочной группой проехалась по "местам боевой славы". Там сейчас орудуют кавказцы. Но встретилось и несколько старых знакомцев: сколько было веселья, воспоминаний - смешных и горьких... Ведь для нас это была целая эпоха. До сих пор принято ругать людей, которые в 90-е стали торгашами, как нас тогда презрительно называли. А куда было деваться? В стране - жуткая безработица. Бок о бок со мной торговали доктора наук, филологи, историки, педагоги, сантехники. Каждый выживал как мог. На рынке я набралась здорового авантюризма, научилась "шухерить", "толкать шмотки". Если вы пожалуетесь, что рукав короток, я все равно вам эту вещь продам, докажу, что это так модно, это размер "три четверти" (смеется).
- В фестивальном буклете говорится, что торговлей вы заработали себе на запись первого альбома и концертную программу. Позвольте усомниться, что на рынке можно столько заработать. На один только заоблачный гонорар художнику-сценографу Борису Краснову, подозреваю, никаких челночных денег не хватит...
- Сейчас объясню. На рынке я заработала 10 тысяч долларов. Для нашей семьи - сумма нереальная (в мэрии, как понимаете, больших зарплат не было), и мне казалось, что хватит на многое. Я обратилась по объявлению в студию "Союз", куда приглашали к сотрудничеству молодых исполнителей. Там послушали записи и сказали, что песни хорошие, но меня они взять не могут - "не тот формат". Теперь-то я их хорошо понимаю. Перед ними стояла 96-килограммовая женщина, одетая в красный деловой костюм с белой вставочкой - как мне казалось, очень красивый, купленный по случаю все в тех же Лужниках.
Тогда я предложила самой оплатить студийные услуги. Денег хватило ровно на 4 песни, среди которых была и композиция "Полет", ставшая позже "гвоздем" первого альбома. К тому времени союзовцы прониклись моими мелодиями, и со мной заключили нормальный контракт. Только поставили непременное условие - похудеть. Чтобы привести себя в форму, я обратилась к знакомым спортсменам. Но, к сожалению, в процессе тренировок сломала себе позвоночник, долго лежала в больнице, потом проходила сложную реабилитацию...
- Романтичная история. Но все же злые языки утверждают, что путь на эстраду для вас проторил ваш влиятельный муж...
- Многие артисты добиваются успеха благодаря поддержке родственников или спонсоров. И я благодарна своему супругу, хотя он не был ни моим продюсером, ни педагогом, ни спонсором, зато преподал хорошие уроки общения с журналистами. Артисту нужно уметь ладить с людьми, помогающими обрести публичность.
Удачный дебют на эстраде, конечно, очень важен. Но гораздо важнее - удержаться. Любой исполнитель может заполонить собой все пиар-пространство на какое-то время, но у вас же есть глаза и уши. Уверяю вас, зритель быстро поймет, захочет ли он дальше это слушать или нет.
- Когда я впервые увидел вас по телевизору, то вспомнил о другом русском корейце - легендарном Викторе Цое...
- В свое время я была поклонницей его творчества, пела под гитару песни группы "Кино", и сочиняли свои песни в их эстетики.. Первая композиция, с которой я вышла на публику, была посвящена памяти Виктора. Поэтому многие решили, что я его родственница. Но мы всего лишь однофамильцы. Недавно все поклонники Виктора Цоя пережили сложный момент. В Питере собирались сносить дом, где расположен рок-клуб, в котором Витя долгое время играл. Но сейчас, слава богу, все в порядке. Дело кое-как утрясли. Нам всем сейчас очень Виктора не хватает. Но и время поменялось. Думаю, он бы не вписался в гламурный шоу-бизнес.
- В последнее время обострились отношения между журналистами и артистами, кое-кто из "народных любимцев" взял за обыкновение нападать на репортеров с кулаками. Что вы думаете об этой ситуации?
- Не всем понравится то, что я скажу, но, думаю, в последние годы артист измельчал. Вспомните корифеев старой советской школы, которые четко понимали, что, выходя из своей квартиры или гостиничного номера, они уже себе не принадлежат - на них устремлены миллионы глаз, с них берут пример. А сейчас молодежь при помощи продюсеров стремительно взлетает на верхушки хит-парадов, ориентируясь все больше на поведение западных звезд с их частыми скандалами и "сладкой жизнью"... Но и в защиту своих коллег хочу сказать, что выносить гастрольную гонку не всем хватает сил как физических, так и психологических. Жизнь на чемоданах - уж больно дерганая. Да и журналисты не всегда ведут себя достойно, как подобает истинным профессионалам. Некоторые юнцы просто хотят поиграть в "романтическую" и опасную игру, становясь папарацци. У них нет такта, чувства меры и элементарных знаний о творчестве артиста. Было несколько случаев, когда "по заданию редакции" ко мне являлись на интервью репортеры, плохо представляющие, кто я такая и чем занимаюсь. Неужели сложно было почерпнуть обо мне хотя бы самые простые сведения? В общем, что говорить - и мы, и они не сахар. Единственный выход - всем вести себя тактичнее.
- Как складываются ваши отношения с исторической родиной?
- Когда в 1991 году я впервые попала к своей родне в Сеул, то немного растерялась. Оказалось, я по манерам так сильно выделялась среди местных женщин, что порой чувствовала себя просто голубоглазой блондинкой на их фоне. Моя сеульская бабушка вообще считает, что я не кореянка, поскольку я громко смеюсь и разговариваю, сажусь со всеми за стол - а корейской женщине полагается вести себя скромно, держаться особняком от больших компаний. Однако в Корее очень уважают тех корейцев, которые чего-то достигли в других странах. Обо мне, например, там делают передачи, снимают фильмы. Тем более что корейцам очень близка наша музыка. Там популярны кафе-караоке, где поют все от мала до велика. И что меня удивило, почти каждый кореец знает по-русски песню "Журавли", старательно выпевая с акцентом: "Настанет день, и с журавлиной стаей / Я полечу в такой же сизой мгле, / Из-под небес по-птичьи окликая. / Всех вас, кого оставил на земле".
- Как вам достает терпения возиться с овцами, которых, как я слышал, вы разводите на подмосковной фазенде...
- Овцы у меня действительно были. Несколько лет назад друзья подарили целую отару. Но в канун последнего Нового года их всех украли. Грешу на гастарбайтеров, которые строят соседние дачи.
- Овечки - животные специфические, это же не кошка или собака, с которой общаешься почти как с человеком. А в чем вы находили удовольствие, общаясь с ними?
- Я у них роды принимала, стригла их. Раньше читала в религиозных книгах, что под Рождество обязательно рождается ягненок-мальчик черный с беленькой звездочкой во лбу, который будет самым сильным в стаде. Оказалось, правда! А роды принимать очень просто. Главное - не упустить момент, когда будущая мамка ляжет. Овцы-то обычно все время стоят, а роженица старается прилечь - значит жди пополнения. Это вообще такое чудо! Ягненок сразу встает на ножки и будто говорит тебе на своем языке: спасибо.