"ТАМ ОСТАЛАСЬ МОЯ МАМА!"

Вскоре после кровавой развязки бесланской трагедии, произошедшей в начале сентября минувшего года, цивилизованный мир потрясли снимки, сделанные во время вынужденного штурма печально известной первой школы. На них запечатлена маленькая худенькая девочка, покрытая слоем гари. Девочка, которую взрывной волной выбросило в окно того злосчастного спортзала и которая после этого добровольно через окно полезла в этот ад на выручку оставшейся внутри маме...

Девочка, к счастью, выжила, и вскоре всему миру стало известно имя первоклашки Аиды Сидаковой, которой через неделю после ранения, 11 сентября, исполнилось 7 лет.
Прошел год с той поры, когда праздник детства и знаний превратился в черные страницы календаря. Накануне скорбной годовщины сентябрьских событий я навестил семью Сидаковых.
Живут Сидаковы в добротном двухэтажном доме на Первомайской улице Беслана. Его собственными руками построил дедушка Таймураз.
Роль этого человека в жизни маленькой Аиды трудно переоценить: родители девочки разошлись еще до ее рождения и дед фактически заменил своей внучке отца.
В то утро первого сентября 2004 года Сидаковы всей семьей сопровождали свою любимицу в первый класс. Когда первоклашек с родителями повели на второй этаж школы, чтобы познакомить с учителями, Таймураз остался внизу, в компании своих старых друзей - физрука Ивана Каниди и бывшего директора первой школы Татаркана Сабанова.
Первые выстрелы захватывающих школу боевиков Сидаков-старший принял за разрывы праздничных петард, пока не получил удар прикладом бандитского автомата по плечу.
"Давай, марш в школу", - скомандовал невесть откуда взявшийся бородатый детина. У входной двери образовался затор из огромного количества заложников, и бандиты погнали часть своих пленников к окнам, предварительно разбив в них стекла. Тут у Таймураза произошел удивительный диалог с еще одним бородачом, который уже находился в школьном здании. "А ты куда лезешь? - внезапно поинтересовался бандит у пожилого человека, пробирающегося с улицы в окно. - Ты, что - школьник?" - "У меня там внучка". Бородач понимающе кивнул и протянул Таймуразу руку, помогая вскарабкаться на подоконник: "Ну тогда давай лезь..."
В спортзале Таймураз принялся искать дочь Ларису и внучку Аиду. Малышка первой увидела деда и сама окликнула его. Так началась их жизнь в аду.
Пытка жаждой оказалась особо тяжкой для Сидакова-старшего - уже много лет он страдал сахарным диабетом. Жажда и духота были неописуемые. Доходило до того, что, изнывая от зноя, люди раздевались почти полностью, дети начали пить мочу. "Моя внучка тоже сделала два или три глотка - иначе бы она умерла..." Сам Таймураз уже не в силах был даже разговаривать, он пребывал в предкоматозном состоянии. В тот день Таймураз не умер лишь потому, что боевики перевели его (в числе других заложников) на ночь в тренажерный зал, на спасительно-прохладный бетонный пол. А окончательно пожилого человека от верной гибели спасли его дочь и внучка: в пять часов утра третьего сентября они неведомо где достали для него баночку с водой. В это трудно поверить, но ребенок, вынужденный пить даже мочу, отдал свою порцию живительной влаги умирающему деду.
После первого взрыва Сидаков с несколькими другими взрослыми встал на скамейку и начал выбрасывать в окно кричащих от ужаса детей. А второй взрыв волной вынес наружу его самого. Он тут же вскочил на ноги и бросился было назад, но подоспевшие к пожилому человеку спецназовцы не позволили ему вернуться в преисподнюю. А вот Аиду вынесло взрывом в такое место, где никто не смог помешать ей вновь влезть в окно спортзала - с пулевым и осколочным ранениями и переломом правой ноги... Отвечая на сотни раз уже заданный ей один и тот же вопрос: зачем она это сделала? - девочка недоуменно пожимает худенькими плечами: "Ведь там осталась моя мама!"
К счастью, и Ларисе, и Аиде удалось выжить в этой мясорубке. Девочку нашли в бессознательном состоянии на полу спортзала спецназовцы, а ее мать в качестве живого щита боевики погнали в столовую, где "альфовцы" в кровопролитном ближнем бою сумели отбить ее у бандитов. Сегодня, спустя год после штурма школы, Лариса все еще не пришла в себя от пережитого шока, да и осколок все еще сидит в ее теле. Другое дело сама Аида - раны на ноге заживают, взгляд девочки полон живых искорок. И что самое удивительное: в отличие от многих своих малолетних товарищей по несчастью Аида с удовольствием готовится к началу школьных занятий. Правда, у нее есть одно условие: "Пойду только в бабулину школу". Бабушка Аиды - преподаватель осетинского языка, и ее ввели в штат новой школы по ул. Ленина, а Аиду зачислили в школу, что на ул. Коминтерна. Поэтому на семейном совете решили при первой же вакансии перевести бабулю "во внучкину" школу. А как и в прошлом году, Аиду сопровождать в школу будет ее горячо любимый дедушка Таймураз.