Усердно разрабатываемые нанатехнологии (в последнее время развивается сотрудничество и с российскими специалистами в этой области) позволили собравшимся под крылом Научно-исследовательского института индустриальной технологии (НИИИТ) 4200 ученым создать компоненты электронных приборов, в том числе и бытовой техники, "свинченных" из отдельных атомов. Если прежде в жидкокристаллических экранах использовали стекло и укладывали слоями оптическую пленку, получая толщину 3 - 5 миллиметра, то моделирование на уровне атомов истончает изделие до 0,5 миллиметра. Или еще придумка: для операций на глазах офтальмологи смогут пользоваться новыми имплантантами. Не титановыми, которые через некоторое время после вживления требуется удалить, а сделанными из особых материалов, а потому их не нужно изымать как чужеродное тело. Они, как объяснила сотрудница центра, будут естественным образом "синтезированы организмом".
Или попроще - скутер с электродвигателем, выбрасывающий в атмосферу ноль вредных веществ. Его аккумуляторной батареи хватает, чтобы накрутить от 45 до 65 километров. Кстати, это не опытный образец: у приятеля нашего сопровождающего из правительственной службы информации уже есть такая забава, которую он, видимо, на ночь ставит на подзарядку. Или, что живо заинтересовало моего коллегу из Бельгии, - особо прочный контейнер для перевозки багажа авиапассажиров, способный выдержать взрыв, если террористу удалось пронести на борт бомбу в чемодане. Правда, наш гид вежливо отказалась отвечать на вопрос: какую мощность выдержат его стенки, резонно заметив, что не стоит давать подсказку потенциальным злоумышленникам.
По плотности интеллекта НИИИТ, основанный в 1973 году, и в целом парк в Синьчжу сегодня сравним с самыми мощными наукоградами. Тому порукой, помимо прочего, полученный в 2002 году 821 патент. Своего представителя НИИИТ отрядил и в Москву, что оправдано тем, что активно ведется диалог со Станкином и Российской академией наук. Впрочем, партнеров тайваньцы ищут в основном в других местах: не случайно 13 многонациональных корпораций создали на острове 15 технологических и инновационных центров, в их числе - "Эриксон", "Ай-би-эм", "Интел", "Майкрософт", "Хьюлетт-Пакард", "Сони" и т.д.
Самое популярное слово в Синьчжу - "инкубатор", хотя всего по стране насчитывается 65 подобных учреждений, где государство бережно выращивает целые фирмы, занятые в области передовых технологий. При условии, что они отвечают трем критериям: это должно быть мелкое предприятие с не более чем 20 работниками, созданное не более 18 месяцев назад и чьи активы не превышают двух миллионов долларов. Их обучают основами менеджмента, предоставляют стартовый капитал и лаборатории для исследований, помогают советами. Идея, как пояснил мне один из менеджеров "Центра инкубации" Майкл Лин, очень прагматична: "ускорить процесс вхождения новичков в рынок, способствовать появлению успешных компаний, которые впоследствии смогут стоять твердо на своих ногах и приносить прибыль".
Таким образом, Тайвань, вчерашний массовый производитель дешевых солнцезащитных очков, походных радиобудильников и атташе-кейсов, сознательно пробудил в себе одну, но пламенную страсть к самым передовым технологиям. Хотя по своим исходным параметрам он уступал своим ближайшим конкурентам: ведь 98 процентов экономического ландшафта занимает "мелкокалиберный" бизнес. У такой "кластерной экономики", представленной содружеством мелких и средних компаний, есть одно неоспоримое преимущество: в периоды спада или рецессии они спокойно распадаются без особого ущерба для каждого звена, а на фазе подъема быстро восстанавливаются.
Но есть у них и слабина. Как разъяснил мне доктор Дэвид Хонг, заместитель директора Тайваньского института экономических исследований, мелкий и средний бизнес не обладает достаточными капиталами ни для инвестиций в НИОКР, ни для масштабного производства, ни для проникновения на новые внешние рынки. Слияния - редки, сказывается психология, выражаемая пословицей "Лучше быть головой цыпленка, чем хвостом быка". А в итоге их теснят "шеболы" из Южной Кореи и аналогичные крупные корпорации из Японии. К тому же Китай взял на себя роль "всемирной мастерской", выдавая на гора массу дешевого ширпотреба. Какой же "ответный удар", чтобы парировать вызов конкурентов, придумали тайваньцы?
Правительство остановит свой выбор на преимущественном развитии к 2006 году отраслей "двойного триллиона и двух звезд". За этой метафорой стоит задача в духе советского госплана. Во-первых, довести годовую стоимость продукции двух выбранных на роль лидеров отраслей - производящих полупроводники и плоские индикаторные панели - до триллиона тайваньских долларов (или 30 млрд. долларов США). А во-вторых, поднять до "звездных" высот еще две перспективные специализации острова - на цифровой технологии и биотехнологии. Для этого к 2008 году будут удвоены инвестиции в прикладную науку, чтобы они достигли уровня экономически развитых держав - три процента от ВВП.
В числе скептиков - доктор Хонг, он полагает, что лучше дать толчок уже существующим компаниям, провести ударными темпами их модернизацию, обеспечить им государственную поддержку, а не осваивать целину. Скажем, та же Италия ведь не отказывается от трудоемкого производства обуви и одежды, превратив эти отрасли в прибыльные. Или Норвегия, которая и не думает сворачивать рыболовство. С учетом ограниченности сырьевых ресурсов Тайваня, завершает свою мысль доктор Хонг, "нужно извлекать пользу от нашего не нуждающегося в доказательстве умения модернизировать уже имеющиеся производственные базы".
Впрочем, как показывает опыт местных "силиконовых долин", смена профильных ниш в области передовых технологий, когда дорога накатана, - дело не столь сложное. К тому же, считает гендиректор наукограда в Синьчжу Ли Цзе-му, эти центры хай-тека "выполняют очень важную миссию, а именно - эффективно стабилизируют отток финансовых средств и людских ресурсов на запад, в Китай".
Похоже, что пора уточнить природу тайваньского "экономического чуда" - это в первую очередь постоянная, плановая, поэтапная смена профилирующих отраслей экономики, реструктуризация промышленности, смена ориентиров в экспортной стратегии. Если в 50-х годах самой заметной продукцией на вывоз были консервированные продукты питания, то в 60-х это текстиль, а в 70-х - нефтехимия. Им на смену в 80-х приходят информационные технологии, а в 90-е полупроводники. А уже в 2002 году Тайвань ворвался в тройку лидеров по производству более чем 30 наименований высокотехнологичных товаров: цифровые фотокамеры, материнские платы, оптические дисководы, беспроводные локальные сети, мониторы, компьютеры-ноутбуки, конструирование и упаковка интегральных схем и т.д.
Дальше, как порешили эксперты частного бизнеса и правительства, нужно еще больше сосредоточиться на хай-теке, чтобы строить "экономику, основанную на знаниях", а следовательно, позволяющую создавать не просто востребованные материальные ценности, но - дорогостоящие. Ведь микрочип нового поколения перевесит по цене вагон гвоздей. Судя по увиденному и услышанному, истинный секрет успеха Тайваня заключается в умном и динамичном управлении экономикой, что позволяет быстро осваивать новые рыночные ниши и благодаря этому сохранять свою конкурентоспособность.