- Владимир Николаевич, в чем отличие одиннадцатого Международного конгресса от предыдущих и почему его решено проводить в Салехарде?
- Главное, пожалуй, отличие в том, что на этом форуме будут представлены новейшие технологии, предназначенные для экстремальных условий Крайнего Севера. Они позволяют повысить экономическую эффективность, экологичность газовой, нефтяной, других ключевых отраслей.
А место проведения выбрано неслучайно: Салехард - не только столица Ямало-Ненецкого автономного округа, где добывается 90 процентов российского газа, но и единственный в мире город, расположенный на Полярном круге.
- Салехард - город небольшой. Сумеет ли он принять всех участников?
- Я только что вернулся с Ямала, где проходило последнее совместное заседание международного и регионального оргкомитетов по подготовке к форуму. Могу утверждать, что сделано больше, чем ожидалось.
Даже вступила в строй газотурбинная автономная электростанция, обеспечивающая Салехард электроэнергией.
Сама энергоустановка мощностью 24 мегаватт, изготовленная тюменскими специалистами под руководством члена РАТН Василия Келя, представляет большой интерес для участников конгресса, поскольку создана на основе новейших авиационных технологий.
- Приоритет на форуме отдается только тем разработкам, которые можно посмотреть в действии уже сегодня?
- Не только. Будут представлены и технологии близкого будущего. Например, технологии глубинного бурения на шельфах, скоростной сварки. Перспективен проект использования подводных лодок в качестве буровых платформ для нефтяных и газовых морских месторождений. Есть предложения по модернизации подлодок для транспортировки грузов во время ледового периода, который на северных морях может длиться до 10 месяцев. Проблема доставки грузов в зимний период для северных регионов по-прежнему остается острой.
- Владимир Николаевич, но ведь примеров использования подводных лодок в качестве буровых или транспортных средств в мире еще нет. Зато есть опыт строительства и успешного применения ледостойких платформ. Почему бы не использовать его?
- А от достижений мирового опыта мы не отказываемся. Одну такую платформу Газпром и "Росшельф" уже построили на заводе в Северодвинске. Только не стоит забывать, что эффективность работы в любой отрасли во многом определяется многообразием, вариативностью используемых технологий и конструкций. Применение подводных лодок наряду с ледостойкими платформами позволит достичь наиболее высоких результатов в процессе нефте- и газодобычи.
- Почему столь большое внимание уделяется подводным технологиям?
- Это связано с тем, что в первой половине начавшегося века предстоит освоение крупнейших шельфовых кладовых - "Приразломного", "Штокмановского", группы морских месторождений, примыкающих к полуострову Ямал. Разработка новых газовых площадей повлечет за собой более интенсивное развитие северных территорий.
- Есть ли серьезные проекты освоения Севера на основе высоких технологий?
- Есть. Прежде всего хотелось бы отметить, что в докладах министров энергетики и промышленности учтены все "северные" проекты.
Как всегда, блестящие разработки представил Газпром. Хочу подчеркнуть, что эта компания на протяжении всего времени была главным организатором конгрессов.
Новый председатель правления Газпрома Алексей Миллер остался верен традициям конгресса: в этом году мы ожидаем на форум представительную делегацию Газпрома.
Взвешенные, масштабные предложения звучат на этот раз и у нефтяников, работающих в условиях Крайнего Севера. Например, компания "ЛУКОЙЛ" анализирует состояние и перспективы нефтедобычи в Западной Сибири на основе новых технологий. А в докладе главы "Транснефти" Семена Вайнштока впервые рассматриваются перспективы развития системы трубопроводного транспорта нефти в северных регионах России. Еще два-три года назад об этом не могло идти и речи.
- Владимир Николаевич, а есть ли в России территория, где в комплексе отрабатываются ваши "арктические" технологии?
- К сожалению, такой территории нет не только в России, но и в мире. На предстоящем конгрессе мы попробуем обратиться в ООН с идеей создания международного экстремального полигона в арктической зоне, где будут проходить испытания новейших экологически чистых технологий, одновременно развивающих сам сырьевой регион.
- Какой регион примет эстафету следующего международного конгресса?
- Кубань. В будущем году "заработает" грандиозный проект "Голубой поток", в соответствии с которым газ по дну Черного моря пойдет в Турцию. Событие, заметное в мире и, что называется, судьбоносное для Краснодарского края и России. В связи с этим губернатор Александр Ткачев обратился с предложением провести столь актуальный форум на Юге России.