- Анатолий Кириллович, вашу встречу некоторые эксперты громко называют "прорывом в энергетике". В чем тут суть?
- 20 августа стало действительно очень важным этапом укрепления наших деловых отношений: энергосистема Украины начала работать параллельно с РАО "ЕЭС России". Это решение учитывает интересы двух стран - как по условиям транзита электроэнергии через украинскую территорию, так и по условиям ее экспорта. Мы будем совместно осуществлять экспорт своей электроэнергии, причем на паритетных и равноправных условиях. Одна из ближайших целей - значительно укрепить позиции наших стран на международных энергетических рынках.
- А что с погашением долгов за газ, которые стали притчей во языцех?
- Мы договорились, что в начале октября состоится подписание соглашения об урегулировании украинского долга за поставки российского газа. Там будет зафиксировано сохранение корпоративной сути задолженности, однако в случае срыва платежей в процесс может включиться государство. Максимально четко при этом зафиксированы и обязательства украинской стороны: в качестве гарантии рассматриваются варианты ликвидации или реорганизации государственной корпорации "Нефтегаз Украины"...
- Экономика Украины на подъеме - в этом году ВВП вырос больше чем на 10 процентов, объем промышленного производства - почти на 18.
- Но это не повод для победных реляций. Сегодня надо сделать все, чтобы результаты макроэкономического роста перешли в качественные показатели развития общества. Имею в виду конкурентоспособность экономики, повышение уровня жизни людей, платежеспособности внутреннего рынка.
А вообще рост стал итогом серьезных структурных изменений, увеличения доли эффективных собственников в промышленности и в АПК, эффективных менеджеров. Государство начало на законодательном уровне создавать более благоприятные условия для развития экономики. Сказалась и позитивная внешняя конъюнктура.
- Вы хотите сказать, что на экономических успехах заметно сказалось улучшение отношений Москвы и Киева?
- Безусловно. Впервые за последние годы наш внешнеторговый оборот составил около 11,6 миллиарда долларов - в этом году удалось усилить эти положительные тенденции. Очень хотелось бы, чтобы и в России бесконечно долго продолжался начавшийся экономический подъем, потому что это выгодно обеим странам. Это увеличение рабочих мест, объемов торговли, легализация товаров и услуг.
Хотя есть и проблемы, которые еще остаются в наших отношениях, особенно на уровне таможенного законодательства...
- Имеете в виду введение Россией с 1 июля нового порядка взимания НДС?
- Да. Мы вынуждены были принять соответствующее постановление правительства Украины. И дело здесь не в самом принципе - это делается во всем мире, - а в одномоментном изменении стоимостных характеристик нашего экспорта в Россию и российского экспорта в Украину. В эти дни идет совместный мониторинг последствий нового налогового механизма для нашего внешнеторгового оборота. Уже ясно, что новшество негативно сказалось на условиях работы тех наших нефтеперерабатывающих заводов, где контрольным пакетом акций владеют российские фирмы. К примеру, " ЛУКОЙЛ" и ТНК сейчас не получают компенсаций НДС за экспорт нефти на Лисичанский и Одесский НПЗ.
Мы намерены серьезно активизировать контакты - как на межгосударственном, так и на межправительственном уровнях - для создания более благоприятных условий сотрудничества предпринимателей. Крайне важно сделать все возможное, чтобы благодатный политический фон наших отношений стратегического партнерства был наполнен реальным, экономическим содержанием.
- Что вы конкретно имеете в виду?
- Очень важно, в частности, снять многие барьеры на пути создания транснациональных промышленно-финансовых групп. Это позволит объединить интересы промышленного и банковского капитала и тем самым укрепить экономически обоснованную промышленную кооперацию. Вообще проблемы межгосударственных отношений не должны снижать эффективность инвестиций. Все должно делаться на принципах равноправия, доверия и поиска взаимовыгодных компромиссов.
Главное, в чем мы едины с моим российским коллегой: решать вопросы не в пожарном порядке, а на основе планомерной, системной и упреждающей работы. В частности, реанимировать межгосударственную комиссию, которая последний раз собиралась в июле 1999 года.
- На днях торжественно сварен "золотой стык" 700-километрового нефтепровода "Броды - Одесса". Скоро вступит в строй евро-азиатский нефтетранспортный коридор Одесса - Европа. Будет украинская сторона привлекать к этому проекту российский капитал?
- Евро-азиатский нефтетранспортный коридор - "Одесса - Броды - Гданьск" - часть нашей национальной стратегии по повышению уровня энергетической безопасности Украины и диверсификации поставок энергоносителей. Мы предлагаем и России участвовать в строительстве второй очереди, эксплуатации " коридора" терминал "Южный" - нефтепровод Одесса - Броды и далее в Европу, в Гданьск. Через эту нефтетранспортную систему можно добиваться выхода на рынки не только Европы, но и других регионов мира.
- Не предполагается ли в порядке погашения задолженности за газ отдать российскому капиталу часть акций газотранспортной системы Украины?
- Данный вопрос Украина не рассматривает. Но мы говорим о необходимости и возможности приватизации газотранспортной системы. При этом мы учитываем, что она является составной частью системы энергетической безопасности Европы, а значит, должна обеспечивать и дальше надежные поставки экспортного российского газа. Если не ошибаюсь, в 19 государств ежегодно идет транзитом через нашу территорию от 115 до 120 миллиардов кубометров газа. Поэтому мы рассматриваем различные варианты участия других стран в работе по повышению надежности и конкурентоспособности этой газотранспортной системы, начиная от вариантов концессий.
- Но здесь обязательно должен быть треугольник заинтересованных сторон: европейские структуры, которые заинтересованы в повышении надежности поставок природного газа, Российская Федерация как импортер-поставщик, и наша страна как транзитное государство. Украина никогда не пойдет на то, чтобы утерять государственный контроль над эксплуатацией газотранспортной системы.
- Недавно посол РФ Виктор Черномырдин сказал, что без Украины экономику России не поднять. Разделяете вы такую точку зрения?
- Сегодня и Украина, и Россия - независимые государства. Наша республика отмечает 10-летие своей независимости. Но при этом надо делать все, чтобы не создавать искусственных препятствий по углублению экономической интеграции и торгово-экономическому сотрудничеству стран. В рыночной экономике не бывает пустот. Если мы теряем свое экономическое пространство в России, а Россия - в Украине, то приходят третьи страны, и вернуться назад часто уже невозможно. А потеря экономического пространства - это потеря рабочих мест, части научно-технического, экономического потенциала.
У нас масса стратегических направлений сотрудничества, где сложно добиться высоких результатов, не кооперируясь друг с другом, не обмениваясь современными научно-техническими решениями. Это ракетнокосмическая отрасль, авиация, газотурбостроение. Это вопросы, связанные с транспортными магистралями, телекоммуникациями...И с этих позиций я полностью поддерживаю тезис Виктора Черномырдина.