КТО ПОПАДАЕТ В МАСТЬ?

В прошлый вторник зрители канала ТВЦ были немало удивлены. В то самое время, когда они привыкли видеть на своих экранах в прямом эфире мэра столицы, отвечающего в просторной останкинской студии на вопросы Павла Горелова, перед нами возникла совсем иная мизансцена. Юрий Лужков с надетыми на голову наушниками находился в тесной радиостудии. Напротив него с такими же наушниками сидел хорошо знакомый телезрителям Владимир Познер. Дело происходило на "Радио-7", где известный тележурналист ведет в последнее время рубрику "Давайте мы это обсудим".

При том, что нам показали телеверсию вышедшей в эфир накануне радиопередачи, смотреть ее было очень интересно. Не потому только, что Ю.Лужков был, как всегда, напорист, динамичен, внятен. Главное, чем привлекала программа, - поведение журналиста. Познер вел диалог с высоким руководителем на равных. За его вежливыми вопросами постоянно чувствовалась позиция, на которую мэр порой вынужден был остро реагировать.
Так, в разговоре о недавнем взрыве в подземном переходе журналист мягко подвел своего гостя к тому, что его суждения о "чеченском следе" были основаны не на фактах, а на фотороботе предполагаемого преступника: "А вы уверены, что отличите по фотографии чеченца от ингуша или другого кавказца?" - от такого вопроса не отмахнешься, приходится объяснять. Или другая далекая от политики тема. Об отсутствии гаишников на тех дорогах, где постоянно происходят нарушения правил езды. И тут журналист, сидящий за рулем с шестнадцати лет, не побоялся возразить своему собеседнику.
Впрочем, "не побоялся" - не то слово. Познер разговаривал с мэром точно так же, как он делает это с рядовыми участниками студийных ток-шоу: спокойно, с улыбкой, но при этом твердо следуя своему плану. И успевал не только задавать нужные ему вопросы, но и невзначай отпускать выразительные замечания. Вроде того, что накануне их встречи двор перед радиостудией тщательно мыли и красили.
Хорошая, повторяю, получилась беседа. Но дело не только в качестве одной конкретной передачи. Вопрос гораздо серьезнее. Речь идет о личности телеведущего, о том, как он относится к собеседникам, как чувствует себя в студии, что передает нам, зрителям. В последнее время мы судим о ТВ все больше с позиций политической злободневности, "попадания в масть", в крайнем случае со стороны удачного использования специальных телевизионных средств - прямого эфира, телемостов, монтажа. И мало говорим о том, чем удивляло ТВ еще на заре своего существования. О "человеческом факторе", если пользоваться раннеперестроечной фразеологией.
Особенно привлекают, конечно, безупречное знание предмета и искренность. То, чем отличались многие наши знаменитые телеведущие, начиная с Алексея Каплера и кончая ныне здравствующим Сергеем Капицей. Яркая энергетика, способность заражать аудиторию своими эмоциями хороши, когда речь идет об искусстве. Недаром в длинной череде ведущих "Кинопанорамы" с Каплером мог сравниться только Эльдар Рязанов - он тоже доверял больше чувствам, нежели логике.
В телепрограммах о животном мире долгое время господствовал дуэт Николая Дроздова и Василия Пескова. Они рассказывали о том, что было частью их собственного многолетнего опыта. Недаром предпочитали уютной студии полевые условия. А вот молодой Иван Затевахин, автор "Диалогов о животных", - откровенный приверженец нынешней науки. Он не покидает студии, приглашая туда коллег-ученых или комментируя кадры дикой природы, снятые зарубежными кинематографистами.
Суховатая, строго научная манера повествования, казалось бы, более всего соответствует нынешнему рациональному веку. Но нет, и эмоциональный рассказ о природе нашел сегодня неожиданное развитие. В программе "Путешествие натуралиста" о чудесах животного и растительного мира рассказывается с восторгом, взахлеб. Автор не столько сообщает нам некую сумму знаний, сколько радуется увиденному сам и попутно приобщает к этому телеаудиторию. Особенность передачи в том, что ведущий - не ученый и не практик-биолог, а... актер. Павел Любимцев, надо отдать ему должное, неплохо вжился в роль чудаковатого натуралиста, эдакого Паганеля в сползающей на затылок панамке, - разве что без традиционного сачка.
В последнем выпуске, вышедшем в это воскресенье, Любимцев отправился в далекий штат Флориду, где посетил тамошний парк Сафари. В нем звери и люди будто поменялись местами: первые свободно разгуливают по зеленым лужайкам, а вторые медленно едут в закрытых автомобилях по асфальтовым дорожкам. Зрелище для нашего глаза довольно необычное, вызывающее немало вопросов. Жаль, что увлекшийся внешними эффектами ведущий не ответил ни на один из них. Скажем, как сосуществуют в парке львы и антилопы? Где проводят ночь хищники? Кто и как водворяет их в клетки?
Зато он более чем подробно - и в той же манере, взахлеб - рекламировал пластиковые карточки одного из столичных банков и горячо рекомендовал зрителям непременно воспользоваться услугами конкретного туристического агентства для поездок за рубеж. После таких еженедельных предисловий и послесловий впечатления от рассказов о путешествиях натуралиста как-то меркнут, а заодно кажутся деланными и восторги по поводу красот природы.
Нынешний телезритель догадывается, кто "заказывает музыку" в той или иной программе. И сразу же проникается недоверием к ним или, во всяком случае, сомнением в искренности ведущих. В этом нельзя упрекнуть передачу "В нашу гавань заходили корабли", которую ведут писатель Эдуард Успенский и редактор Элеонора Филина.
Телезрители, уверен, помнят радиоверсию этой программы, пользовавшейся немалой популярностью. Перейдя на экран, она поначалу вроде бы чуть померкла. Может быть, сказалась растерянность авторов в новых условиях. Поэтому шла в записи, чтобы при случае можно было бы что-то в ней поправить. Со временем "Гавань" обрела цельность и органичность. Теперь она выходит "живьем", сохраняя при этом и драматургическую стройность, и обаяние. А в основе успеха - любовь авторов-ведущих к своему делу, к песне. Они иногда поистине творят чудеса. Во всяком случае, в минувшую субботу зрители были свидетелями того, как Михаил Горбачев вдохновенно пел в людной аудитории. И не одну песню, а сразу три...