Страна погрузилась в скорбь и траур. А в заполярном гарнизоне Видяево, от причала которого "Курск" ушел в свой последний поход, иные обезумевшие от горя члены семей экипажа отказывались слушать слова утешения даже от президента Владимира Путина, специально приехавшего к ним в этот зажатый гранитными скалами поселок. Некоторые женщины не стали надевать черные одежды в память о не вернувшихся с учений мужьях и сыновьях: разумом они все понимают, но сердцу не прикажешь...
Президент пообещал, что спасательно-поисковые работы на "Курске" не будут прекращены и продолжатся еще более интенсивно после того, как норвежские глубоководные водолазы вернутся к работе, заменив личный состав и оборудование. Говорят, с норвежской фирмой уже заключен соответствующий договор, и Россия уже предоставила гарантию оплаты. Оборудование, необходимое для работы в отсеках затонувшей подводной лодки, будет переброшено в Баренцево море через 3-4 недели.
Нам надо "осмотреться в отсеках", как говорят подводники, и на других кораблях. Вот потрясающее признание бывшего командующего Северным флотом адмирала Олега Ерофеева корреспонденту "Труда": "Семь лет я командовал флотом и ни разу за это время, провожая подводников в море, не был уверен, что все будет хорошо и они обязательно вернутся. Все семь лет!" Было это, между прочим, еще в достопамятные для военных моряков советские времена, когда наш флаг на всех океанах на равных соперничал с американским. Что уж говорить о днях сегодняшних...
По мнению адмирала, с точки зрения обеспечения живучести все наши подводные корабли последних проектов строятся все хуже. Из опыта предыдущих аварий выводы делаются далеко не всегда. Вот и после гибели в Норвежском море атомной подводной лодки "Комсомолец", по сведениям Ерофеева, выяснилось, что в ней так и не были сделаны кингстоны на концевых группах цистерн главного балласта. А должны были сделать. Это решение давно принято Министерством судостроительной промышленности и Главкоматом ВМФ на основе анализа аварий подводных лодок М-256 и К-8, сгоревших соответственно в 1956 и в 1970 годах.
Не журналистам судить, что можно было сделать на "Курске", чтобы не доводить до беды. Может, устройство для аварийной подачи в подлодку воздуха на глубину свыше 100 метров? Об отсутствии такой возможности на этом проекте атомоходов признался начальник штаба Северного флота адмирал Михаил Моцак. Однако ведь у нас остались в строю еще 11 "собратьев" "Курска". Они должны получить и эти гарантии от такой же участи.
Все больше подтверждений, что к гибели атомохода, не исключено, привело столкновение с какой-то иностранной подлодкой. Вчера появились данные, будто 17 августа в ремонтный док в Норвегии шла американская атомная подводная лодка "Мемфис". На основе опыта прежних таких аварий предполагают, что это она могла стать невольной "убийцей" "Курска" - не поделив с ним глубину. За последние годы в Арктике наши атомоходы сталкивались с американскими по меньшей мере шесть раз. Слава Богу, без трагических последствий. Причина известна - слежение натовцев за действиями российских моряков в наших полигонах. Однако ведь мир сильно меняется. Не настала ли пора и под водой больше доверять друг другу и оставить эти гибельные "кошки-мышки"? Вопрос, понятное дело, не столько к военным, сколько к дипломатам.
...На заполярных военно-морских базах много памятников погибшим подводникам. Скорее всего скоро появится и еще один - "Курску". Как хочется, чтобы этот обелиск стал последним.
Надо хорошенько осмотреться в отсеках, Россия...
Граждане России имеют право знать:
- Что в действительности привело к аварии крейсера "Курск"?
- Кто в ответе за гибель "Курска"?
- Что (или кого) имел в виду командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов, заявивший, что хочет заглянуть "в глаза тому человеку, кто эту трагедию организовал"?
- Почему, зная о развале аварийно-спасательной службы Северного флота, военные власти долго заявляли, будто располагают всем необходимым для спасения подводников?
- Почему мы так долго тянули с приглашением иностранной помощи?