Почему россияне по-прежнему летают на боингах и аэробусах?
Глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов направил в Администрацию президента пакет предложений по развитию отечественного авиастроения. Среди основных — использование на внутренних маршрутах самолетов серии Ту-334. Неужто многострадальная машина полетит? Сомнения гложут: сколько их уже было, подобных «программ по развитию», а летают россияне по-прежнему на боингах и аэробусах.
Незавидна судьба этой отечественной машины! Канитель с ее производством бьет рекорды. Еще 13 лет назад правительством был одобрен разработанный ОАК совместно с российскими авиакомпаниями план производства гражданских самолетов на 2008-2012 годы. И Ту-334 фигурировал в этом документе в одной строке с Sukhoi Superjet 100, потребность в обоих лайнерах обозначалась в 236 машин. Ну и где сегодня Ту-334? Сказать, что этот самолет уступил в честной конкурентной борьбе лайнеру Sukhoi Superjet 100, было бы большим преувеличением. Тут уместней вспомнить озвученную главой Совета Федерации Валентиной Матвиенко суровую оценку: «Этот Sukhoi Superjet 100 сделали. Ну и кому он нужен? Он ни для чего не годится».
А ведь в свое время знающие толк в мировой конъюнктуре специа-листы предупреждали, что уже сертифицированный современный Ту-334 готов заменить многочисленный парк уходящих в историю самолетов Ту-134. Доказывали, что Superjet, до 80% состоящий из узлов, деталей и оборудования, поставляемых иностранными компаниями, не может рассчитывать на серьезную перспективу, слишком многое здесь зависит не от нас.
И поначалу, казалось, к мнению специалистов прислушались. Как свидетельствовал главный конструктор Ту-334 Игорь Калыгин, ОАК была в курсе потребностей российских авиакомпаний в новых самолетах отечественного производства. Были у авиапроизводителей протоколы о намерениях с иностранными авиакомпаниями. Эта информация была озвучена на совещании в Минпромэнерго.
Ведущий инженер по летным испытаниям Ту-334 Александр Фонурин на МАКСе-2009, где машина предстала во всей красе, не скрывал радости:
— Проблем в эксплуатации нет. Полетали мы с машиной в экспедиции — и жара, и высокогорье, и полярные морозы, и перепады температур... Самолет очень надежен и удобен. Считаю, он будет востребован в России. Ту-334 создан для наших условий. Неприхотлив — короткая посадка, прекрасные тормоза. Комфортный, недорогой — то, что надо!
Но серийное производство так и не началось — все финансирование ушло на сторону.
— Проект не получил финансового обеспечения, — резюмирует сегодня Андрей Кутепов, — не вошел в федеральную программу развития авиационной промышленности несмотря на то, что этот самолет соответствовал нашим авиалиниям ближней и средней дальности, по расходам топлива не уступал зарубежным судам и состоял почти на 100% из отечественных комплектующих. В 2016-м в Ульяновском филиале КБ Туполева рассматривалась возможность возобновления работ по Ту-334, но проект все там же — на приколе.
Как все знакомо! А ведь реализация масштабного проекта не просто означала начало серийного производства пассажирского Ту-334-100 на базе Казанского авиационного завода имени С.П. Горбунова. Это стимулировало занятость специалистов на 300 предприятиях, 95% из которых — российские. Сенатор, наверное, просто постеснялся упоминать о том, что столь же печальна судьба и других ждущих в скромной очереди своего часа отечественных самолетов. Это современные, сертифицированные пассажирские, грузовые гражданские воздушные суда: Ту-204-300, Ту-204СМ, Ил-96-400, Ил-96-400М, Бе-200, Ил-114-100, Ил-114-300т, Ил-476, Ил-112, Ту-334-100. Нелетная погода для них длится годами и десятилетиями без всяких просветов.
А в это время
В минувшем году правительством РФ было принято решение о закупке ста «Боингов». О приобретении в таком количестве российской гражданской авиатехники приходится лишь мечтать. А между тем антироссийские санкции никто отменять не собирается. Наша страна на ржавом крючке.