Измученный жарой и безводьем полуостров пытается любым путем сохранить спасительную влагу
Земля настолько иссушена, что пара сильных дождей начала нынешней недели вообще не оставили луж. Улицы курортного Судака залило грязевым селем с окрестных гор, однако потрескавшаяся от зноя степь буквально на глазах впитывает ливневый поток. А к выходным по всему Крыму вновь ожидается пекло до плюс 37.
Верховья Белогорского водохранилища, одного из крупнейших на полуострове, высохли еще в мае. Уже к середине июля полностью пересохла его срединная часть. Осталась малая толика водной глади, примыкающая к плотине. Превратились в ручей обычно многоводные речки Биюк-Карасу и Танасу, питающие Белогорье. Окрестные жители в большой тревоге: такого низкого уровня воды на их памяти еще не наблюдалось. Единственная радость: в последние дни на мели у плотины можно чуть ли не ведрами вычерпывать скопившуюся рыбу. Хотя скоро и это место грозит превратиться в сухое дно.
Рядом с Белогорским расположено еще одно огромное Тайганское водохранилище, где осталось меньше трети запаса. Фактически это один комплекс, откуда обеспечивалось водоснабжение Восточного Крыма. До 2014 года значительную часть водного потока регион получал по Северо-Крымскому каналу. Шесть лет назад Украина засыпала русло канала у границы Херсонщины, Киев отказывается давать днепровскую воду на «оккупированную территорию».
С тех пор полуостров использует только собственные ресурсы. Но если прежде обильные осадки межсезонья и таяние горных снегов помогали пополнить водные запасы, то минувшая бесснежная зима, засушливая весна и экстремально жаркое лето привели к масштабной экологической катастрофе. Так, неделю назад российские военные начали экстренно прокладывать водовод из Тайганского водохранилища на Симферополь мощностью 50 тысяч кубов в сутки. Иного способа напоить столицу республики нет. То есть на нужды симферопольцев отсюда заберут последние остатки здешней влаги. Плюс уже запущены симферопольские водоводы из действующих водозаборов в Сакском и Бахчисарайском районах. С чем останутся селяне? Чтобы хоть как-то поливать свои сады и огороды, люди массово начали незаконную откачку. Кроме аграрного сектора на подобные нарушения идут турбизнес и местные промышленные фирмы. Чаще всего откачку организуют в труднодоступных горных местах.
Дело дошло до того, что для предотвращения подобных откачек в воздух были подняты тяжелые беспилотники, нацеленные на борьбу с «похитителями воды». Задача дронов-разведчиков — мониторинг водоохранных зон. Первые полеты произведены над средним течением реки Альмы. Следом планируется расширить воздушную инспекцию Качи, Бельбека и других рек между Бахчисараем и Севастополем. Как только большая жажда закончится, беспилотники начнут использовать в «мирных» целях — для развития посевов и обработки пораженных вредителями участков. А пока...
А пока Крым переживает нелегкие времена. Беда пришла и на Южнобережье. Расположенный между Ялтой и Форосом курортный поселок Олива больше известен как Верхняя Мухалатка. Тут находилась целая серия госдач, в том числе бывшая резиденция Юрия Андропова. Сейчас вокруг Оливы — шестиметровый металлический забор и вооруженная охрана из ФСО. Через несколько сотен метров от главных ворот со стороны севастопольской трассы висит табличка с указателем Патриаршего подворья. Известно, что тут построили три вертолетные площадки и канализацию провели «с учетом требований размещения государственных резиденций».
Звучит невероятно, но сам поселок, как и многие другие на побережье Большой Ялты, до сих пор не имеет централизованного водоснабжения. Жители пользуются так называемыми каптажными сооружениями для подъема подземных вод. Зачастую речь идет об обычных скважинах. Каждое лето ситуация становится критичной, а сейчас Оливе совсем плохо. Из-за жары поселковый каптаж пересох. Людей пришлось экстренно снабжать питьевой водой. Чиновники ялтинской мэрии пообещали: водовозки будут ходить по графику, по машине два раза в неделю.