СТАТЬ БОЛЬШЕ БИГ-БЕНА

В российский прокат выходит фильм "Больше Бена", снятый британским режиссером Сьюзи Хэйвуд по изданному в 2001 году документальному роману двух русских парней Сергея "Спайкера" Сакина и Павла "Собакки" Тетерского, отправившихся покорять Лондон в конце 90-х. Книга стала лауреатом премии "Дебют" и показала неизвестный до той поры пласт молодежной субкультуры. Перед выходом фильма корреспондент "Труда-7" встретился с авторами и издателем книги.

Павел Тетерский, один из авторов книги, прототип Собакки. Сейчас работает журналистом
- В какой мере фильм следует книге?
- Достаточно условно. Этот фильм все-таки снимали люди из другой страны. Поэтому он получился немного не про то, про что книга. Фильм - о проблеме эмиграции. Не о том, что с Лондоном могут сделать два молодых придурка, а о том, что Лондон может сделать с ними. Режиссеру, конечно, куда важнее сюжетная структура - она ее и взяла. Историческая ценность здесь - дело второе.
- Есть ли какая-то дистанция между вами и персонажем книги и фильма Собаккой?
- С героем книги - никакой. Это абсолютно документальные записки, которые я вел, чтобы оправдывать свое бомжатское существование, чтобы заниматься хоть чем-то осмысленным. И уж тем более я, пока писал, не думал, что это где-то будет издано и станет рассматриваться как литература. Теперь правда, у меня с ним дистанция в десять лет, и это плохо.
- А что бы вы сейчас посоветовали тем, кто прочитал вашу книгу и вдохновился вашим примером?
- Не принимать все описанное там и показанное в фильме близко к сердцу. Сейчас быть таким, какими мы были тогда... Не то что плохо, а просто неактуально. За восемь лет, которые прошли от написания книги до фильма, многое переменилось. У меня по крайней мере ценности другие: я хожу на работу, содержу семью - и, кажется, делаю это достаточно успешн
Сергей Сакин, соавтор, прототип Спайкера. Работает продюсером телеканала ТНТ
- На представлении фильма вы сказали, что во время просмотра у вас было чувство, будто вы смотритесь в зеркало.
- Я думаю, надо уточнить эту фразу. Конечно, в фильме книжная история о дружбе и любви превратилась в куражную молодежную комедию про двух пацанов, исчезли присутствующие в книге вторые смысловые планы. Одно удалось передать: актеры, которые нас играют, - Бен Барнс и Андрей Чадов, мистически точно воспроизводят манеру героев держаться и разговаривать. Герой Чадова - такой, каким я был тогда. Русский "ванек" на Западе, который сам себе накликивает беду, сломя голову бросающийся в героиновый омут, глуповато улыбающийся, катастрофичный такой человек.
- Лондон для героев сужается до бытовых маршрутов. А ведь в книге персонажи гуляют по исторической части, и у них с городом завязываются отношения.
- Это объясняется просто: за возможность снимать в исторической части Лондона нужно было выложить столько, сколько у Сюзи просто не было. Я полагаю, что это ей должно простить - она положила очень много труда для того, чтобы все это состоялось. Мы с Тетерским были в сильнейшей ссоре, и каждый из нас говорил: "Сью, если в этом фильме будет он, то меня здесь не будет". Она путем изощренной дипломатии консультировалась с каждым из нас, уверяя, что не консультируется с другим. То, что получилось в результате, - это лучшее, что могло получиться при освоении русской книжки английским режиссером.
Игорь Шулинский, издатель книги "Больше Бена" в книжной серии журнала "Птюч"
- В книге четко описывалась определенная городская среда, которая существовала в Москве, ее сленг. Авторы книги представили нам новых героев, которые пересекают границы и едут в Лондон в попытках не столько заработать денег или кого-то серьезно обмануть, сколько просто расширить границы собственной свободы, внутренней и внешней.
Спайкер и Собакка существовали во время тотальных перемен, когда четких человеческих координат не было, - они крали вино в магазинах и подделывали кредитные карточки потому, что в этом выражались их дух, их искренность, они могли самовыразиться только так. Сейчас система устоялась, кредитными карточками никого не удивишь, вылезти в свободу можно только через обучение и самоограничение - если ты по-настоящему захвачен тем, что делаешь.
"БОЛЬШЕ БЕНА" - КНИГА И ФИЛЬМ
Конец 90-х. Двое циничных и романтичных молодых москвичей отправляются в Лондон. Приземлившись, они быстро попадают на самое социальное дно - живут впроголодь, ночуют в деревянном домике без удобств. В поисках средств к существованию проявляют недюжинную смекалку - подворовывают в магазинах и придумывают полузаконные комбинации с кредитными карточками. Их деловыми партнерами становятся наркодилеры и скупщики краденого. Естественно, кураж двух искателей приключений постепенно сходит на нет, и на смену безудержному празднику молодости приходит горькое осознание нового, эмигрантского опыта.
Книга "Больше Бена" уникальна тем, что показала неизвестный массовому читателю пласт протестной субкультуры. После прочтения этой книги у читателя создается более выпуклая картина общества того времени, в котором помимо бандитов и эффективных менеджеров существует довольно много молодых людей, ищущих собственные пути выхода из навязанной им обществом системы ценностей. Фильм английского режиссера Сьюзи Хэйвуд был показан на последнем Московском международном кинофестивале и сейчас выходит в русский прокат.