ОН ДЕЛАЛ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ХОТЕЛ

Утрата из разряда невосполнимых: ушел из жизни выдающийся российский мультипликатор Александр Татарский. В последние десятилетия во многом именно он определял лицо, уровень, перспективы, амбиции отечественной анимации.

Сам Татарский сделал не так много картин, но они были наособицу - он любил и умел делать кино авторское, штучное. Здесь, в первую очередь, можно вспомнить его знаменитые ленты "Пластилиновая ворона", "Падал прошлогодний снег", "Следствие ведут Колобки", "Крылья, ноги и хвосты", наконец заставку к передаче "Спокойной ночи, малыши"...
Самое смешное, что даже безобидные мультики в старые времена жестко цензурировались - не избежал этой участи, увы, и Татарский. Его картины годами не выпускались на экран: зачем нам "Пластилиновая ворона", говорили чиновники, и что она символизирует? И только благодаря Эльдару Рязанову, который, никого не спрашивая, показал фильм в "Кинопанораме", "Пластилиновая ворона" обрела, если можно так сказать, права гражданства.
"Я никогда не делал того, чего я не хотел делать, - с присущим ему юмором рассказывал Татарский. - И заставить меня было невозможно. В самые суровые советские времена. Я хотел снимать "Прошлогодний снег", а мне говорили, что надо делать что-то про пионеров, собирающих металлолом. Я сопротивлялся и орал. Скандал длился четыре дня. А на пятый я пришел и сказал: "Хорошо, я хочу снимать мультфильм про Ленина". Тут они напряглись: "Это что еще за мультфильм?" - "Ну как, - говорю, -Ленин был очень веселый человек. Сделаю смешное кино про Ленина - все обхохочутся". Они поняли, что положат на стол партбилеты за такое кино. Спросили: "А можно не про Ленина?" Так я добился того, чего хотел, - делай что хочешь, но только не про Ленина! И я сделал "Прошлогодний снег".
Вклад Татарского в кино не исчерпывается собственными, зачастую новаторскими работами. Он был еще и собирателем, строителем отечественной анимации. Человек-мотор, Татарский в 1988 году создал первую независимую анимационную студию "Пилот", понимая независимость в первую очередь как ответственность перед зрителями, перед родной страной. Самым крупным проектом уверенно пилотируемой Татарским студии стала 52-серийная "Гора самоцветов" на основе сказок "Народов России". Татарский сильно переживал, что "мы растим иностранцев в собственной стране", и поэтому в эпоху Шреков и Симпсонов решил средствами анимации напомнить нашим детям, что есть такая страна Россия и что ее населяет множество народов со своим языком, культурой, костюмами, обычаями, сказками. Первые серии "Горы самоцветов" стали сенсацией, они собрали множество кинематографических наград у нас в стране и в мире. А главной наградой для Татарского и его коллег стало возрождение интереса наших детей к своей стране, ее языку, культуре.
У Татарского, спродюсировавшего сотни фильмов, возглавлявшего фестиваль анимационного кино в Суздале, воспитавшего десятки учеников, было море планов, которыми он совсем еще недавно азартно делился со мной на Московском кинофестивале. Жаль, что им не суждено сбыться...