Получившийся "монумент" назвали памятником отечественному автопрому. Памятник получился действительно неплохой, ибо вряд ли во всем Приморье сегодня найдется хотя бы одна "японка" 37-летней давности - и все еще на ходу. А многие вазовские "копейки", как бы их ни ругали, бодро бегают по российским дорогам.
Правда, автокоммерсанты рассчитывали на иное: выразить тем самым свое негодование решениями правительства о повышении пошлин на подержанные иномарки. Хотя АВТОВАЗ не имеет к этому решению никакого отношения. "Главными лоббистами" роста пошлин на автоимпорт-секонд-хенд (и даже полного запрета ввоза его в Россию) выступают ведущие мировые автоконцерны. Они хотели бы развернуть здесь собственное производство, но опасаются конкуренции со стороны своей же продукции, выпущенной 5-7 лет назад и уже перешедшей (или переходящей по мировым стандартам) в категорию "автохлама".
Запрет на такой импорт уже многим странам - Китаю, Индии, Бразилии, Индонезии - помог в очень короткие сроки создать "с нуля" или полностью реконструировать отечественный автопром. И вряд ли Россия будет исключением. В частности, министр промышленности РФ Илья Клебанов по итогам прошедшего в минувший понедельник в Сеуле заседания российско-южнокорейской межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству заявил, что Республика Корея намерена содействовать организации производства автомобилей своих компаний в России. И Москва уже предложила Сеулу варианты со сборкой легковых и грузовых машин в Приморском крае и на мощностях автозавода "КамАЗ". Причем, по словам министра, "собранные в России машины могли бы составить конкуренцию подержанным иномаркам, которые массированно завозятся в Приморье из Японии". А это значит, что владивостокским автоторговцам, бизнесу которых действительно грозит серьезная опасность, нужно было изливать свой гнев не на безвинные российские "Жигули", а как минимум на южнокорейские Hyundai и Kia.
Тем временем тольяттинский автогигант отпраздновал свое 37-летие с весьма неплохими результатами. Оправившись от прошлогоднего затоваривания, вызванного ажиотажным ввозом иномарок-семилеток, завод значительно улучшил сбыт своих машин (сегодня почти 90 процентов продукции поставляется по предварительным заявкам дилеров - в уже заказанной комплектации). Серьезно улучшилось качество комплектующих, поставляемых на ВАЗ с заводов-смежников. Здесь тольяттинцам помогло создание СП с "Дженерал моторс", выпускающего новый внедорожник "Шевроле-Нива", автокомпоненты для которого производят те же поставщики, что и для "собственно вазовской" продукции.
И нынешний президент - генеральный директор АВТОВАЗа Виталий Вильчек, поздравляя 120-тысячный коллектив предприятия с очередным днем рождения, подчеркнул, что "сегодня время диктует новые темпы. Как никогда актуальным является техническое развитие, и завод активно продолжает подготовку производства автомобилей "Калина" и других семейств". А главное - "теперь среди работников и партнеров АВТОВАЗа нет таких, которые не знают, что сегодня основным компонентом в производстве автомобиля является качество. Это наш приоритет, поскольку без наличия качественного продукта у любой фирмы нет будущего. Сегодня потребитель выбирает не просто машину, а хорошую машину..."
Кстати, залитая ныне во Владивостоке в бетон старая "копейка" тоже когда-то была хорошим автомобилем - и не только для советского покупателя.