Немногие знают, что финансирование северного завоза за последние 4 года увеличилось в 3 раза и составляет сейчас более 8 миллиардов рублей в год. Но северяне утверждают, что этого мало. И тут Минфин, осуществляющий контроль за расходованием бюджетных средств, решил поинтересоваться: денег не хватает в самом деле или, как это у нас зачастую водится, они исчезают в каких-то "черных дырах"? Для этого и учинил серию проверок, в которых приняло участие около 7 тысяч ревизоров.
- Оказалось, что примерно 40 процентов выделенных средств используется с нарушениями, - говорит руководитель Департамента государственного финансового контроля Минфина РФ Александр АХПОЛОВ. - Например, при составлении списка всего необходимого на прошлую зиму в одном из районов так завысили объемы продуктов питания, что они там до сих пор лежат, потому что на самом деле есть их некому. В другом случае в Республике Тыва переименовали населенный пункт, а при "раздаче госпомощи" профинансировали "оба" - и со старым названием, и с новым. А что творят с горючим и топливом?! Есть случаи, когда ревизоры идут на места предполагаемого хранения огромных объемов солярки или бензина, но на указанном предприятии их и хранить-то негде. Горючее - только на бумаге.
Масса злоупотреблений происходит при проведении конкурсов между поставщиками. Хочешь продать свой товар на Север - подай заявку, комиссия ее рассмотрит и определит, чей лучше. Но, как показывает практика, проходят такие конкурсы по заранее расписанным сценариям, когда победители известны еще до начала работы комиссии. Нередки случаи, когда фирмы, однажды попавшиеся на нарушениях, продолжают участвовать в конкурсах и снова их выигрывают. А после "победы" они выставляют цены на свои товары процентов на 30 выше, чем представляли конкурсной комиссии. Несмотря на запрет, в конкурсах участвуют посредники. А чем их больше, тем выше "накрутки" на цены. В результате закупленные в рамках завоза товары нередко дороже тех, что продаются на некоторых северных территориях. Но если цены искусственно подняли на треть, значит, выделенные средства израсходованы вовсе не на нужды северян, а на разного рода "накрутки". Стало быть, и денег можно было выделять на треть меньше?
Правда, были случаи, когда "завозные" деньги оседали не в частных карманах, а пополняли местные бюджеты. Нередко, чтобы рассчитаться с населением за невыплаченные детские пособия, зарплату врачам, учителям и т. п., местные администрации долги раздавали продуктами питания из северного завоза. Кое-где за счет госпомощи отапливали здания отделений милиции, пожарной охраны, администрации, на что также положено расходовать собственные средства.
Но и прямых финансовых преступлений хватает. По одному только Алтаю список недостач занял 15 страниц. Прокуратура уже подготовила представление на снятие с должности заместителя председателя правительства Республики Алтай Николая Москалева, на исключение из состава конкурсной комиссии четверых человек, возбудила около 20 уголовных дел (ожидается, что их будет даже больше) и обязала регион вернуть 28 миллионов рублей. А Республика Тыва должна возвратить 109 миллионов.
Из-за разного рода махинаций нечестных коммерсантов некоторые регионы начали отказываться от целевого северного завоза. Существующая схема завоза действительно очень несовершенна. Его главной целью должно быть не распределение товаров и горючего, а выравнивание уровней финансового обеспечения регионов, чтобы нормально перезимовать могли все. Иначе государственные деньги так и будут уходить не по назначению.