ХОББИ - МОЯ РАБОТА,

24 июля исполняется 40 дней со дня смерти прекрасного артиста Михаила Андреевича Глузского.Его любили все - взрослые и дети... Три года назад премиями "Кумир" в номинации "За высокое служение искусству" были награждены трое достойных - Лидия Смирнова, Вячеслав Тихонов и Михаил Глузский...

БОЕВОЙ 18-Й ГОД
Михаил Андреевич Глузский родился в 1918-м. В нынешнем году он отметил бы свое 83-летие. Старшее поколение покидает этот мир. Не так давно ушла из жизни Мария Миронова. В паре с Михаилом Глузским она играла на сцене Театра "Школа современной пьесы" трогательный спектакль-дуэт "Уходил старик от старухи". Теперь этого спектакля нет...
Михаил Андреевич последний раз вышел на сцену за десять дней до смерти. Играл потрясающе, несмотря на адские боли в ногах и температуре 39. Вообще в жизни этот невысокий, с такой "народной", вовсе не "звездной" внешностью артист был мужественным бойцом... До самого финала оставался верным своим принципам, своему служению...
В последнее время Глузский снялся в фильмах "Умирать не страшно", "Пока гром не грянет", "Русский паровоз"... А в картине молодого режиссера Олега Фомина "Мытарь" играл роль загадочного мага и знахаря. Но, к сожалению, сегодня не все отечественные ленты доходят до массового зрителя...
НАЧАЛО
Сниматься Михаил Глузский стал еще до войны. Сыграл эпизод в фильме "Семья Оппенгейм" по роману Лиона Фейхтвангера. На фоне зарождающегося в Германии фашизма молодой артист играл юношу-гимназиста, который симпатизировал гитлеровцам. С тех пор ему стали предлагать в основном роли отрицательных героев.
После окончания киноактерской школы при "Мосфильме" Глузского зачислили в штат Центрального театра Красной армии.
- По сути, это была срочная воинская служба, - вспоминал артист. - Мы жили в Спасских казармах, ходили в караул, совершали марш-броски. В армии я научился чистить картошку, мыть пол, заниматься всяким необходимым делом.
"ВОЕННЫЙ" АКТЕР
В театре он играл в массовках, выполнял "приказы" режиссеров. Потом пришли серьезные сценические роли. А когда началась Великая Отечественная, то поездки на фронт стали регулярными. Концертные бригады выступали часто под гром канонады, разрывы снарядов.
Глузского солдаты узнавали, относились к нему с симпатией. Ведь пятно "фашиста" он "смыл", сыграв накануне войны в кинокомедии "Девушка с характером" роль пограничника, который лихо обезвреживает диверсантов.
Постепенно за ним закрепилась репутация "военного" актера. В кино Глузский переиграл, пожалуй, не меньше целого взвода солдат, старшин, лейтенантов, полковников, даже генералов. А в последние годы руководил Военно-шефской комиссией.
ПРАВДА ОБРАЗА
То, что делал в кино Михаил Глузский, всегда интересно и предельно достоверно. Манера актера сдержанна, мимика, вообще выразительные средства экономны и точны. Он, что называется, реалист, типичный и блестящий представитель школы внутреннего, психологического перевоплощения.
В "Тихом Доне" его герой - белогвардейский есаул Калмыков.
- Да, он корниловец, дворянин, - рассказывал Глузский. - И я должен был сыграть белого офицера с его правдой, его убеждениями. Я увлекся этой неординарной задачей, этой личностью. И Калмыков умирал у меня не как белогвардеец, а как сильная личность, представитель своего сословия...
ВЕСЕЛЫЕ ГЕРОИ
Его "коньком" был не только драматический жанр. Вспомним "Кавказскую пленницу" Леонида Гайдая. Администратор гостиницы поднимает литровый бокал с вином и произносит тост: "Человек имел желание купить дом, но не имел возможности. Имел возможность купить козу, но не имел желания. Так выпьем же за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями!" Это тоже комедийно-кинематографическая классика: точная ироническая интонация, тонкая нюансировка...
ЛЮБИМЫЕ РОЛИ
Дядя Ваня из фильма "Пришел солдат с фронта" - израненный в боях ветеран, испытавший столько невзгод, что и на десятерых бы хватило. Но он не растерял лучших своих душевных качеств. Актер здесь создал собирательный образ русского человека. Одного из тех, кого называют "солью земли".
В телефильме "Шопен, соната номер два" рассказывается о людях, уцелевших в кровавых битвах минувшей войны. На открытие монумента павшим героям на Курской дуге собираются музыканты военного оркестра. Когда-то им руководил дядя Саша, лейтенант, которого и играет Глузский. Времена изменились, постарели боевые товарищи. Но внутренняя стойкость, достоинство не покидают ветеранов. Пожалуй, именно эти качества объединяют многие военные образы Глузского.
ГЛУЗСКИЙ РАЗМЫШЛЯЕТ
На войне все было ясно: тут свои, там враги. Затем наступило время неопределенности. Оттого-то и терзает червь сомнения...
В 1943 году в бою я был ранен. Медсестра тащила меня в санбат. Я потерял сознание. А девушку задело осколком. Фашистская мина искалечила. А я через два месяца опять взял винтовку в руки...
Страшнейшее порождение нашего времени - социальная мимикрия. Метания от института марксизма-ленинизма до святейшего собора...
Никогда не состоял ни в одной партии, чем горжусь. Не религиозен, но уважаю принципы...
Мне задали вопрос: "Есть ли у вас враги?" Я ответил: "Все зависит от того, как к этому относиться. Бывает так, что с кем-то приходится прерывать отношения. Я с таким человеком не здороваюсь, как бы не замечаю его. Но врагом не считаю". - А если своим врагом он будет считать вас?" - "Это его право. Но он не настоящий враг". - "А кто же настоящий?" - "У меня угнали машину, "увели" от подъезда. Вор - мой враг, это уж точно"...
Как я отношусь к своим фильмам? С пристрастием, критически. Самолюбование меня не посещает. Мне много лет, хотя своего возраста я не замечаю...
Не напоминайте мне, что я профессор ВГИКа. Уча, я учусь...
Хобби - страшное для меня слово. Хобби - моя работа.