"А Я В РОССИЮ, ДОМОЙ ХОЧУ..."

Вопрос стоит так: чтобы улучшить демографическую ситуацию в России, надо позаботиться о возвращении миллионов наших соотечественников на историческую родину. Однако процедура принятия ими российского гражданства до сих пор не отрегулирована законом, что позволяет чиновникам создавать несметное количество бюрократических проволочек.Об этом свидетельствует почта "Труда".Сейчас есть два варианта законопроекта "О гражданстве Российской Федерации", они будут обсуждаться на осенней сессии. В связи с этим интересно было бы узнать, на что могут рассчитывать наши соотечественники за рубежом, которые жаждут вернуться в Россию. Об этом наш корреспондент беседует с заместителем председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связямс соотечественниками Анатолием ЧЕХОЕВЫМ.

- Анатолий Георгиевич, поскольку вы уже знакомы с двумя вариантами законопроектов "О гражданстве Российской Федерации", то, наверное, могли бы оценить, какой из них способен наиболее полно отразить интересы наших зарубежных сограждан: депутатский или президентский?
- Я хотел бы сразу подчеркнуть, что и тот и другой законопроекты не являются альтернативными. Оба - грамотно разработанные документы, где есть свои плюсы и минусы. Есть, к примеру, спор о том, можно ли правопреемственность российского государства, предполагающую материальную и моральную ответственность России перед бывшими гражданами СССР, проживающими в республиках СНГ и Балтии, распространять на сферу международной правосубъектности. Вроде бы переносить понятие "государство-продолжатель" в области гражданства юридически некорректно. Мол, это может быть расценено как попытка в одностороннем порядке признать граждан СНГ и Прибалтики российскими гражданами. Но ведь речь не о правопреемстве России в отношении буквально всех наших соотечественников за рубежом. Просто тем, кто желает вернуться, надо предоставить возможность без особых проволочек получить российское гражданство, когда в этом возникнет необходимость. Вот вы пришли ко мне с письмом читателя "Труда" Глеба Мазалова из Ростова-на-Дону, который, переехав в Россию из Украины, год мается по кабинетам и не может получить гражданство, российский паспорт, постоянную регистрацию, встать на учет в военкомате, а значит - и устроиться на приличную работу. А ведь это - классный специалист, имеет высшее образование и так бедствует. Разве это дело? Не надо путать заботу о своих соотечественниках с вмешательством во внутренние дела других государств. Этот вопрос слишком серьезен, чтобы отдать его на откуп митинговым политикам.
Посмотрите, венгерское правительство рассмотрело вопрос о соотечественниках аж через 80 лет после возникновения этой проблемы. Недавно оно приняло закон о статусе венгра в "своем" ближнем зарубежье. Казалось, уже зажили все раны, нет свидетелей Трианонского мира, по которому Венгрия лишилась огромных территорий и населения. Самое интересное, что причины, побудившие венгерских законодателей принять такой закон, очень похожи на наши: моральный долг перед своими соотечественниками, ставшими гражданами других государств не по своей воле, и нужда в трудовых ресурсах. Венгерский закон о соотечественниках намного "круче" нашего, он вызвал неоднозначную реакцию у соседних государств (особенно у Румынии), но пошумели-пошумели - и успокоились. Закон работает, и это главное. Мы наших сограждан не призываем во что бы то ни стало приобрести российское гражданство. Даже тех соотечественников в Латвии и Эстонии, которых власти этих стран сделали апатридами, то есть людьми без всякого гражданства. А их, кстати, около миллиона. Мы должны бороться за то, чтобы родина, которую они выбрали, признала за ними полноценный статус. Ну а если это не удастся, если многие из них устанут ждать, тогда и должна заявить о себе та статья в российском законе, о которой мы спорим.
- А вас не смущает то обстоятельство, что Советский Союз распался 10 лет назад, и большинство из тех, кто хотел уехать в Россию, уже давно здесь живут, сделали, так сказать, свой выбор?
- Да, прошло 10 лет, но разве количество тех же апатридов уменьшилось, разве наши соотечественники пользуются всеми общепризнанными мировым сообществом правами на пользование родным языком, на образование, на труд, разве в пространстве СНГ стало свободнее перемещаться?
Я бы сказал, наоборот. Ситуацию усугубляют и прекращение действия Бишкекского соглашения о безвизовом пространстве на территории СНГ, и приближение "Шенгенской зоны" уже не только к границам бывшего Советского Союза, но и непосредственно к России. И в этом смысле вопрос гражданства приобретает новое качество, связанное, в частности, с трудовой миграцией. Теперь многие наши зарубежные соотечественники, которые выезжали в поисках заработка в европейские страны, начнут переориентироваться на Россию.
- А как вы относитесь к заявлениям некоторых политиков и правительственных чиновников, которые замечают: "Нельзя превратить страну в проходной двор". Разве у нас мало приезжих работает? Может, действительно есть смысл жестче контролировать ситуацию?
- Что касается поощрения трудовой миграции из-за рубежа, это как раз - президентская инициатива. И как с ней не согласиться? Наша страна уже сегодня нуждается в квалифицированных рабочих кадрах. А через несколько лет мы это почувствуем еще острее. В концепции миграционной политики предусматривается выделение финансовых средств на проведение целой системы мер по содействию натурализации и адаптации иммигрантов, интеграции их в российское общество.Ясно, что речь здесь не о наших зарубежных соотечественниках, которые знают и язык, и культуру. И получается: вместо того чтобы наскребать деньги для обустройства тех, кто уже находится в России на правах вынужденных переселенцев (а их около 6 миллионов), мы будем учить вьетнамцев или кого-то еще правилам хорошего тона, тратить миллионы на то, чтобы воспитывать толерантность.
- Подытоживая наш разговор, хотелось бы, Анатолий Георгиевич, получить ответ на вопрос, который волнует многих читателей "Труда" из Украины, Казахстана, Узбекистана и других республик бывшего СССР: есть ли у них надежда заручиться наконец поддержкой России, если они надумают сюда переехать?
- Есть, если депутаты с пониманием отнесутся к той статье законопроекта, где предлагается дифференцированно подойти к правам и условиям получения гражданства жителями бывшего СССР и дальнего зарубежья. Для первых эта система должна быть в значительной мере упрощена. Ну а другие, не менее важные вопросы в этом плане могут решить наши успехи на ниве интеграции.
Первый, очень существенный шаг в этом направлении мы сделали совсем недавно, ратифицировав договор о создании Евразийского экономического сообщества. Для общего гражданства в этом пространстве еще далеко, но в правовое поле Бишкекского соглашения мы уже вернулись. Успешное развитие экономической интеграции приблизит и политическую, я в этом более чем уверен.