… или Нам все параллельно
В Россию начался массовый завоз зарубежной электроники через «параллельный импорт». Народ с опаской, но покупает гаджеты. А куда денешься?
Компания «Связной» среди первых объявила о начале «параллельного» завоза в страну зарубежных часов и смартфонов Samsung, новых моделей iPhone, игровых консолей PlayStation, Xbox и Nintendo и т. д. Прессе сообщили, что из-за усложненной логистики завоза цены на «параллель» вырастут на 10–20%, но гаджеты будут продаваться с официальной гарантией. «Все эти товары предназначены только для стран ЕАЭС, поэтому проблем с активацией устройств не будет», — уточняют в «Связном».
Но еще раньше «параллельным импортом» пробовали заниматься другие компании — в результате выяснилось, что завезенные по такой схеме телефоны могут быть изготовлены для других стран и даже частей света, и при попадании в «чужой» сектор обслуживания попросту блокируются. Как уже сообщала пресса, с такой проблемой столкнулся примерно каждый пятый покупатель смартфонов Samsung, завезенных «параллельно». Компания Mobile Research Group подтвердила, что проблема касается примерно 20% ввозимых в РФ смартфонов Samsung.
С продукцией Apple возникла другая проблема: в российских авторизованных сервисных центрах возник дефицит деталей, необходимых для ремонта американских гаджетов. А нового завоза нет из-за санкций. В первую очередь наблюдается нехватка экранов и аккумуляторов, и в последние пару недель в ремонте смартфонов отказывают, даже если аппарат на гарантии и ввезен до санкций. А в случае проблем, возникших у «параллельного» гаджета, помощи от авторизованного центра вообще не ждите.
Еще одним неприятным последствием «параллельного импорта» может стать «ослабление контроля за качеством продукции недобросовестными конкурентами», считают в Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП). Но поскольку сама схема ввоза в страну товаров без согласия правообладателя официально одобрена правительством и парламентом страны, КонфОП предложила лишь обязать продавцов указывать на карточке товара, ввезен ли он официальным дистрибьютором или в рамках «параллельного импорта». Поставленная без согласия правообладателя продукция должна быть отмечена спецзнаком. С таким предложением конфедерация обратилась к главе Роспотребнадзора Анне Поповой, но поддержки не нашла.
Тем временем проблемы с иностранной электроникой и даже механикой резко обострились у отечественных аграриев, успевших в последние годы довести долю парка зарубежных машин до 30–40%. Теперь склады запчастей у иностранных поставщиков близки к исчерпанию, в том числе у крупнейшего из них John Deere. Который, кстати, в одностороннем порядке увеличил стоимость поставок в три раза по уже заключенным и оплаченным контрактам. Пополнение крайне осложнено из-за санкций. «У ряда поставщиков есть в наличии какие-то простые детали, но их нужно искать, а цены выше докризисных на 50–100%», — рассказывает журналистам механик одного из ставропольских хозяйств. В его в компании на этом фоне даже оставили одну из машин «на запчасти». А замена импортной техники на отечественную означает серьезную потерю производительности и качества, что в уборочную страду крайне нежелательно. Да и менять не на что: российские тракторы, комбайны и прочие сельхозмеханизмы в последние годы тоже не на шутку «автоматизировались» — и тоже за счет зарубежной электроники. Хотя в Минпромторге почему-то уверены, что доля российских комплектующих в отечественных сельскохозяйственных машинах составляет 85–90%.
Но «Труд» уже писал, что в прошлом году примерно половина выпускаемых в России сельскохозяйственных машин были «умными», в нынешнем планировалось довести их долю до 60%. И если в 2010 году во всем мире насчитывалось не более 20 высокотехнологичных компаний в сфере сельского хозяйства, то нынче в нашей Рязанской области пшеницу и ячмень начинают убирать комбайны без водителей. Но теперь у отечественных аграриев возникает новая проблема: где взять «мозги» для комбайнов?
Разумеется, дилеры сельхозтехники ищут возможности привезти в страну вдруг ставшие дефицитом запчасти к импорту. Нарабатывают новые маршруты, поскольку напрямую купить их, например, в Казахстане, становится все труднее: власти Казахстана и местные дилеры опасаются вторичных санкций. Как говорят специалисты, проблемы усугубились после внесения в пятый пакет санкций ЕС запрета на поставку в РФ режущих частей жаток для комбайнов, форсунок, гидромоторов и других запчастей, а также гусеничных тракторов. Зато сложности с использованием программного обеспечения из-за американских лицензий частично решаются за счет ввоза «взломанных» версий из Китая.
А схема снабжения аграрной сферы «параллельном импортом» еще только начинает отрабатываться. Но «злые языки» утверждают: в ближайшее время даже в сельхозмеханизмах, как в нынешних карманных гаджетах, появятся хитрые чипы, блокирующие в чужих странах устройства, завезенные «слева».