Почему заменить шведскую компанию будет не так-то легко?
ИКЕА все-таки уходит — на прошлой неделе эта новость затмила даже открытие Петербургского экономического форума и стала для многих ударом под дых. «А я так и не успел купить кухню (кровать, гардероб, стол — список дополните сами)», — сокрушаются наши сограждане в комментариях. За два десятилетия ИКЕА стала неотъемлемой частью нашей жизни: хоть что-то из этого магазина есть почти в каждой российской квартире. Труднопроизносимые шведские названия «Грундталь», «Мюскмальва», «Тидахольм» стали для нас как родные.
До сих пор оставалась надежда, что магазины все-таки откроются. Но теперь компания объявила, что все четыре российские фабрики (в Ленинградской, Кировской, Московской и Новгородской областях) выставлены на продажу. Розничный бизнес оставался под вопросом, однако эксперты уверены, что после распродажи складских остатков шведы окончательно покинут Россию. Как же будем жить без ИКЕА? И смогут ли российские производители ее заменить?
ИКЕА не менее символичная компания для россиян, чем «Макдоналдс». Ее первый магазин в России появился в 2000 году в подмосковных Химках. Причем открыть его долго не получалось — шведы принципиально отказывались давать взятки чиновникам. Многие вначале ездили туда как на экскурсию: вот как, оказывается, может быть! О том, чтобы без проблем обставить квартиру недорогой и комфортной мебелью (и без очередей купить ее в современном магазине, где все есть и уже подобрано дизайнерами), тогда можно было только мечтать. С приходом ИКЕА оказалось, что стильный интерьер может позволить себе каждый. В стране начался потребительский бум нулевых, стал зарождаться средний класс.
На сегодняшний день розничная сеть ИКЕА в России насчитывала 17 магазинов и 14 торговых центров. В штате работали более 15 тысяч человек. Россию компания всегда считала для себя значимой: по оценкам экспертов, она занимала 20% нашего рынка мебели, а товары были на 70% отечественными. Помимо четырех своих заводов в РФ у ИКЕА было порядка 30 крупных и большое количество мелких предприятий-поставщиков: где-то изготавливали матрасы для икеевских кроватей, где-то корпусную мебель, где-то текстиль и предметы интерьера.
Что с ними будет дальше? Теперь ничто не мешает этим поставщикам производить ту продукцию, которая раньше выпускалась под поставки в ИКЕА, под собственными брендами, бодро заявили в Минпромторге. Вот только раскрутить собственный бренд очень непросто, объясняют маркетологи. А у многих производителей, работавших со шведами, до сих пор не было даже собственного отдела продаж, так что переориентироваться им будет непросто. Более реалистичным выглядит другое предложение — объединить всех российских поставщиков ИКЕА под единым брендом.
«Это наши заводы, наши магазины, — считает гендиректор Института региональных проблем Дмитрий ЖУРАВЛЕВ. — Почему бы им не жить без бренда ИКЕА? После ее ухода с нами останутся те же товары. В их производстве нет никакой технологической тайны, изюминки, которая была привезена из Швеции. Вместо ИКЕА будет какая-нибудь «Окея» или «Русея» с другим собственником».
Однако все не так просто. Секрет у ИКЕА все же есть — он в комплексном решении. Вы приходили туда и говорили: «Я хочу жить в этом пространстве». И покупали не мебель, а это самое пространство: аксессуары, мелочовку, текстиль, которые за вас уже подобрали. ИКЕА предлагала готовые интерьерные варианты. Вице-президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Сергей РАДЧЕНКО считает, что быстро найти замену бизнес-модели шведской компании не получится: «Часто производителей мебели спрашивают: а вы могли бы повторить модель ИКЕА? Но производители мебели и ИКЕА — это не одно и то же. Шведы на рынке с 1943 года, они наработали опыт, которым сегодня не обладает больше никто. ИКЕА — это интегратор, соединивший продавцов мебели, текстиля, аксессуаров, света с лучшими дизайнерами и предложивший рынку комплексное решение. В России, как правило, мебельные компании маленькие. Так что сейчас инициатива должна идти не от производителей мебели, а от крупного розничного оператора».
Некоторые российские компании уже заявили о намерении купить икеевские фабрики, работающие в России. Причем, как говорят эксперты, за рыночную стоимость продать свои активы компания в нынешних условиях не сможет, речь может пойти о дисконте аж в 50%. Интерес к розничным площадкам ИКЕА проявил российский Hoff. Благодаря закрытию магазинов шведского конкурента эта компания уже смогла увеличить продажи и выручку. Объявила, что готова реализовывать товары от поставщиков ИКЕА и сеть гипермаркетов «Твой дом». Однако полностью взять на себя объем продаж ИКЕА они, скорее всего, не смогут: бизнес шведов был гораздо масштабнее.
«Что-то будет вроде бренда «Стильно — и точка». Вопрос, будут ли те объемы продаж, которые были в ИКЕА, — сомневается основатель интернет-магазина мебели Divan.ru Антон МАКАРОВ. — ИКЕА воспринималась как авторитет по интерьерам, по дизайну. Наши форматы, к сожалению, еще недотягивают. Аналогичный российский продукт без соответствующего брендинга может оказаться не слишком востребованным».
Конечно, без мебели мы точно не останемся. Уход ИКЕА оставил пустующей нишу в 123 млрд рублей в год (столько поклонники бренда оставляли в российских магазинах), однако отечественные производители вполне способны справиться. В России более сотни крупных производств и несколько тысяч мелких, многие из которых выпускают очень неплохую мебель. В магазинах уже сейчас можно найти аналоги многих популярных товаров из ИКЕА. Правда, стоят они дороже.
«Шведская мебель была не только хорошего дизайна, но и дешевая, потому что выпускалась в огромных количествах, — говорит дизайнер интерьеров Диана БАЛАШОВА. — Сейчас у нас появляются производители, которые что-то делают в стиле ИКЕА, но российские производства с хорошим дизайном слишком маленькие. У них нет такого большого потока, они не смогут продавать товары по ценам шведов. А значит, рост цен неизбежен. К тому же сейчас людям придется собирать по крупинкам свой интерьер: в одном магазине купить диван, в другом стеллаж, в третьем вазу. Результат будет ниже, удобства меньше. Думаю, уход ИКЕА очень заметно отразится на том, как будут выглядеть квартиры россиян».
А в это время
Министр Денис Мантуров на вопрос журналистов «ИКЕА не жалко?» ответил лаконично: «Жалко у пчелки». Похоже, граждане этого мнения все же не разделяют. В интернете уже появилось множество объявлений о продаже даже подержанных товаров из ИКЕА — и они идут нарасхват. «Последний шанс приобрести», — пишут продавцы. Культовую шведскую акулу предлагают по цене 25 тысяч рублей.