Ольга Дыховичная: «Мы живем в обществе мужского шовинизма»

Популярная актриса — «Труду».

В новом фильме «Портрет в сумерках» популярная актриса не только играет главную роль, но еще и выступила как автор сценария. Почему для Ольги Дыховичной эта картина так важна — в интервью «Труду».

— Как думаете, почему в нашей стране жертвы изнасилований далеко не всегда обращаются в полицию и суд, тогда как на Западе это норма? Ведь ваша героиня Марина не только не предприняла никаких действий, чтобы наказать своего обидчика, но даже вступила с ним в отношения уже по доброй воле.

— Кроме диплома режиссера у меня есть диплом психолога. Даже была небольшая практика с жертвами домашнего насилия. Проблема в том, что мы живем в обществе мужского шовинизма, что не позволяет женщинам чувствовать себя защищенными. Полиция сделает все, чтобы не принимать у женщины заявления об изнасиловании, так как негласно считается, что женщина сама виновата: значит, не так себя ведет, не так одевается.

— Это случайность, что вашу героиню насилует именно сотрудник ДПС, в которого она потом влюбляется?

— Безусловно, в фильме есть социальный след, который идет от полиции. Мы говорим о безнаказанности силы, которая культивируется в обществе, и яркий пример — это наша полиция. Мало кому придет в голову кричать: «Полиция!», когда на улице происходит что-то противозаконное или нужна помощь. Полиция стала воплощением беспредела и безнаказанности. Мы думали с режиссером фильма Ангелиной Никоновой о том, представителем какой профессии сделать главного героя. Если бы он был обыкновенным бандитом, получилась бы совсем другая история. А если бы просто был мужиком, то все происходящее с главными героями было бы неправдоподобным. Нужен был человек, для которого манипуляция своей силой является нормой поведения.

— Как вам работалось с исполнителем главной роли Сергеем Борисовым — кстати, как ни странно, бывшим сотрудником полиции? Он такой же брутальный и в жизни?

— Когда проводили очень длительный кастинг в Ростове-на-Дону, то Сергей пришел для участия в массовке. Точнее, его привели друзья. Когда режиссер его увидела, то сразу поняла: вот он, главный герой! Борисов и брутальный, и красота у него не сладенькая, а мужественная, а это в наше время большая редкость. Партнер потрясающий. Человек — очень тактичный. В фильме есть рискованная сцена избиения главной героини, есть и откровенная сексуальная сцена, и Сергей проявил в них удивительную внимательность, душевную тонкость. Поверьте, более тонкого и комфортного партнера у меня раньше не было.

— Как вы относитесь к тому, что на недавнем фестивале «Кинотавр», где на вашу картину возлагались большие надежды, награду «За лучшую женскую роль» вручили буфетчице из Петербурга, сыгравшей в фильме Бакура Бакурадзе «Охотник»?

— Была удивлена многими решениями жюри. Награды достались людям, которые в этой профессии не собираются дальше работать. В частности, «Кинотавр» вручил награду «За лучший сценарий» фильму «Упражнения в прекрасном», снятому на основе спектакля, который давно уже играется на сцене Театра Моссовета. По-моему, это хороший капустник — не более того. Актриса в фильме «Охотник» органична в своей роли, и это хорошо, но роль Оксаны Фандеры в фильме «Огни притона» по актерским качествам гораздо сильнее. Оксана показала и лицо, за которым необыкновенно интересно наблюдать, и драматические изменения характера своей героини, и профессию. Весь фильм строится на Оксане, от которой невозможно оторвать глаз. Впрочем, что об этом сейчас говорить, впереди новые фильмы и фестивали.