— Действие фильма «Мишень» разворачивается в 2020 году. А вы, Максим Александрович, чем больше живете — заботами о настоящем, думами о будущем или воспоминаниями о прошлом?
— В будущее пытаются заглянуть, как правило, женщины — какая у них будет семья, муж, дети… А я живу сегодняшним днем. О планах рассказываю только в том случае, если они полностью ясны, а когда это наметки, переговоры, то есть «вилами по воде», то и говорить не о чем.
— Фантастические романы или социальные антиутопии читаете?
— Фантастику — никогда. Читал антиутопию «Мы» Евгения Замятина, но очень давно, когда еще учился в Щукинском училище.
— Как относитесь к творчеству Владимира Сорокина?
— Сорокина читал практически всего. Человек очень талантливый.
— Режиссер Константин Богомолов рассказывал в интервью, что мечтает поставить в «Табакерке» одну из пьес Сорокина, но художественный руководитель театра Олег Табаков не разрешает ему это сделать.
— Думаю, что еще разрешат поставить Сорокина и в «Табакерке», и на сцене МХТ.
— Сорокин — главная причина того, что вы снялись в «Мишени»?
— Безусловно, сценарий меня заинтересовал. Действие происходит в Москве будущего, когда межличностные отношения находятся в упадке, но потом начинают развиваться. Герои — очень одинокие люди.
— Очевидно, героиня Нины Лощининой Тая, которая приезжает в Москву с Алтая, — самая здоровая и позитивная?
— Тая уже прошла через омоложение. Насчет здоровья не знаю. Все герои «Мишени» дошли до характерного предела, и, собственно говоря, с этого начинается картина.
— Как вы думаете, Сталин, которого вы сыграли в фильме Никиты Михалкова «Утомленные
— У Сталина было много разных забот и мыслей, в том числе могла быть и эта. Ничего диковинного в мечте вернуть себе молодость нет. Каждого из нас
— Раньше вы занимались продюсированием фильмов, а теперь?
— В настоящее время у меня нет проектов в этом направлении. Разочаровался.
— Вам не хочется искать деньги для того, чтобы снять необыкновенную картину?
— Вообще неинтересно стало искать деньги, чтобы потом их вкладывать
— Но ваш продюсерский фильм «Двадцать сигарет» был довольно успешным. Он попал в точку — в смысле, нашел аудиторию.
— Я так не думаю. В довершение сопродюсер фильма Ирина Смолко заняла у меня денег на эту картину и до сих пор не вернула. Хотя прошло уже два года.
— По моим наблюдениям, талантливые актеры — доверчивые и даже наивные люди.
— Когда актер вступает в коммуникацию, связанную с его профессией, то без доверия ничего не получится.
— А занятие бизнесом и актерская игра совместимы?
— Все, что гармонично и органично для данного человека, совместимо. Не надо ничего обобщать — все очень индивидуально.
— Главное для вас — театр?
— Чем я занимаюсь в настоящем, то и главное для меня. Когда я дома, то главное — дом. Когда занимаюсь театром, то театр. С собакой гуляю — она главная. Нет
— Как собаку зовут?
— Мурка, ей шесть лет.
— Некоторые люди хвастаются тем, что собак любят больше, чем своих двуногих собратьев.
— В людях я нисколько не разочарован.
— Говорят, что актеры живут в постоянном ожидании чуда.
— Все живут
— Вы учились в советской школе, в которой всех старались сделать одинаковыми. А говорите, что все разные и живут
— Никогда не ходил на пионерские сборы или комсомольские собрания. Да и саму школу, честно говоря, посещал крайне нерегулярно. Ходил только на те предметы, которые мне были интересны.
— Гуманитарные?
— Да, и еще физкультуру не пропускал. Математику тянул
— Не кажется ли вам, что нынешняя молодежь еще более несвободна, чем наше с вами поколение?
— Мои дочки — свободные. Вижу, что многие дети не спешат идти на коммуникацию со взрослым миром, потому что взрослая среда у нас циничная и в основе своей, увы, лживая. Не хотят молодые, которые по своей природе люди открытые и чистые, соприкасаться с фальшью, и я их понимаю.
— Вы так хорошо чувствуете молодежь. Не хотите вести курс в театральном вузе?
— Этого мне никто не предлагал. Почему? Надо спросить у тех, кто не предлагает. Хотя преподавать могу. Более того, из меня получился бы хороший педагог.
— А что такое хороший педагог?
— Это когда идешь от студента и помогаешь ему себя обновить. Я бы стремился понять своих учеников — без этого никак.
— Ваша старшая дочь Василиса принята в труппу Театра имени Вахтангова. Не боялись, что коллеги подумают, будто по блату?
— А мне что подумают — по барабану. К тому же я точно знаю, что Василиса — не по блату. Сам художественный руководитель Римас Туминас предложил ей прийти в труппу. Римас Владимирович увидел Василису в дипломных спектаклях.
— В одном интервью вы сказали, что актрисам сложнее, чем актерам, — женских ролей меньше, чем мужских. Несмотря на это, поощряли выбор старшей дочери, почему?
— Те предпосылки, которые были у Василисы, говорили о том, что для нее пойти в театральный вуз было бы правильным решением. Как я мог ее не благословить? А дальше сама будет выстраивать отношения со своей профессией, с ролями, с театром.
— Считаете себя продолжателем традиций вахтанговской театральной школы?
— Что это значит? Какие традиции? Уж скорее стереотипы. Традиция должна быть одна — дисциплина.
— Вы пунктуальный человек?
— Стараюсь им быть. Хочу быть хорошим.
— А на сцене? Большинство ваших героев — не
— А чем мой персонаж плох? Хотите сказать, что он неправильно воспринял предательство жены и друга?
— Даже зрителям было страшно смотреть на реакцию вашего героя. Казалось, убьете!
— Ну, убью! Важна причина. На самом деле все мои герои — люди положительные. Любимого нет. Выделять из них одного — неправильно для создания образа.
— Чтобы лучше играть на сцене, в жизни, наверное, бережете энергетику, экономите эмоции?
— Что значит беречь энергетику? Во всем существует энергообмен, в результате которого человек не только отдает, но и получает. Чтобы связь с людьми была плотнее и глубже, всегда стараюсь обмениваться энергией. Если человек тратит энергию, то непременно получает взамен.
Резюме «Труда»
Максим Суханов, актер, продюсер
Родился 10 ноября 1963 года в Москве.
Окончил Театральное училище имени Щукина (1985).
Работает в Театре имени Вахтангова с 1985 года. Лучшие роли — Хлестаков, Сирано де Бержерак, Король Лир, Дон Жуан. Роли в кино — Свинья («Страна глухих»), Сталин («Дети Арбата», «Утомленные