Водно-танковые процедуры

Репортаж с плановых учений 4-й отдельной танковой бригады

Реформы Российской армии продолжаются, но и учения никто не отменял. Накануне 70-летия начала Великой Отечественной войны 4-я отдельная танковая бригада, наследница знаменитой Кантемировской дивизии, готовилась к купанию своих железных коней в речке Наре.

Тактическая обстановка не радовала. По легенде учений, противник дошел аж до Наро-Фоминска. Чтобы его контратаковать, танковый батальон в составе 30 машин должен был перейти 50-метровую реку по дну. Что за противник, не уточнялось. Видимо, когда танки идут с восточного берега на западный, они готовятся к бою с блоком НАТО. А когда на обратном пути машины форсируют реку с запада на восток, их в кустах поджидают китайские товарищи.

Танки Т-80УД выпуска конца 80-х годов стоят на исходном рубеже, вдавленные в колею своей 46-тонной боевой массой. Сверху прилажены трубы ОПВТ (оборудование подводного вождения танка), которые в обычное время подвешены к задней части башни. Танкисты — поголовно срочники. Механики-водители из осеннего призыва — месяц назад выпустились из учебки.

Инструктаж перед водными процедурами проводит похожий на гаишника офицер, одетый в светоотражающий жилет. У него даже полосатая палочка имеется. Ведь с определенной точки зрения танк — такое же транспортное средство, как «Ока» или «Мерседес». Он даже бибикать умеет. Правда, делать это (так написано в курсе вождения) ему положено не когда дорогу перед ним перебегает зазевавшийся вражеский пехотинец, а перед началом движения.

Танки, как известно, грязи не боятся и любят смазку. Поэтому танкисты часто покрыты слоем того и другого — особенно те, кто работает снаружи, а не внутри машины. Два таких солдатика непосредственно перед нырянием занимаются очень важным делом — специальной замазкой герметизируют люки. Делать это надо тщательно, иначе в танке можно запросто промокнуть. Доказано: если танкист после подводного вождения мокрый от пояса и ниже, то это механик-водитель, а техники плохо замазали нижний десантный люк, если же от пояса и выше — это командир танка или наводчик орудия, у которых та же неприятность случилась с верх-ними люками башни.

Танк входит в реку на малых оборотах, как робкая купальщица в прохладную воду. Держать направление под водой, когда ничего не видно, помогает прибор с хитрым названием «гирополукомпас». Его надо нацелить на какой-нибудь ориентир на другом берегу и никуда не сворачивать. На трубах ОПВТ (высота 5,5 метра, передняя всасывает воздух для дизеля, задняя — выхлопная) висят поплавки — белый и красный. Если с командного пункта заметят, что они дрейфуют куда-то не туда, экипаж по рации наставят на истинный курс.

Что самое главное в танке? Самое главное — не заглохнуть под водой. Иначе экипажу придется выныривать (для этого у каждого танкиста есть изолирующий противогаз, который позволяет дышать под водой до пяти часов), а залитый водой танк нужно будет вытаскивать с пятиметровой глубины. Технически это не то чтобы сложно — по реке взад-вперед снует катер с водолазами, а на берегу ждут два гусеничных чудовища с зоологическим названием БРЭМ (бронированная ремонтно-эвакуационная машина). Но спасательная операция грозит намертво закупорить брод. Значит, танковый батальон не переправится на другой берег и не остановит противника. А ведь за ним Москва: расстояние до Кремля — меньше 80 километров!