1. Смена картинки рабочего стола
Даже такая, казалось бы, мелочь, как появление на компьютерном рабочем столе новой картинки с пальмами и морем, станет для начальника первым звоночком. Понятно, что многие любят красивые картинки, но если там раньше жили плюшевые мишки, а тут вдруг появились пальмы, значит, подчиненный уже настолько вымотан, что начинает подумывать о пляже, море или, на худой конец, мягком диване. На работе его состояние пока еще сказывается незначительно - в основном проявляется в небольших опозданиях по утрам.
2. Посещение сайтов туроператоров
Тут все становится очевидно. Если сотрудник начал тратить свое рабочее время на поиск подходящего тура, значит, он уже навострил или лыжи, или ласты. Пора принимать меры: выходить в народ и добрыми словами, перемежая их с ненормативной лексикой, напоминать работникам про трату времени на ерунду. Также стоит всем разослать график отпусков, который составлялся еще до Нового года. Просто чтобы напомнить: у всех есть свои планы, но не стоит коллективным уходом на заслуженный отдых останавливать работу всего отдела.
3. Мнимый диагноз
Самые хитрые работники, даже не имея права на отпуск, могут попытаться уйти на больничный. Они начнут включать кондиционер на полную мощность, натужно кашлять и шмыгать носом в вашем присутствии. Причем делать это будут, скажем, в четверг-пятницу, если на руках у них уже горящие путевки. Спасительной инъекцией тут может стать только требование приносить больничный лист даже за два дня отсутствия. Это может дать отличный эффект, вплоть до полного выздоровления, но может привести и к печальным последствиям: ваш сотрудник просто уволится и обзовет вас корпоративным фашистом.
4. Гиперактивность
Если вдруг ваш средненький работник в одночасье стал передовиком и за неделю выполняет месячный план, не нужно впадать в эйфорию. Просто болезнь вошла в новую стадию. С большой долей вероятности можно сказать, что по итогам работы за месяц подчиненный придет к вам в кабинет и начнет рассказывать, какой он молодец, как хорошо поработал и, как следствие, сильно устал: "Иван Иванович, ну вы поймите, мне нужен отпуск, притом срочно. Я же все сделал, а не будет меня всего две недели". Девушки могут подкрепить свою речь несколькими слезинками. В этом случае правильнее всего пойти на уступки: либо вовсе отпустить человека на отдых, либо, если для вас его отсутствие будет проблемой, договориться о приемлемом для обеих сторон времени отпуска. Обязательно похвалите работника, скажите, что вы цените его старания и считаете очень ответственным человеком. Именно поэтому и просите не подставлять коллег и вас и скорректировать время отпуска под нужды компании.
5. Попытки шантажа
В своем стремлении получить отпуск больные очень изобретательны. Будьте готовы к тому, что ваши подопечные впадут в прострацию и под влиянием мыслей об отдыхе начнут в ультимативной форме просить отпустить их. Некоторые даже забудут об инстинкте сохранения работы в кризис. А особо больные будут кричать и угрожать уволиться. Причем единственным средством борьбы тут станет только фраза: "Хорошо, увольняйтесь". Те, кого еще можно откачать, одумаются. А вот неоперабельных пациентов вы можете и потерять. Правда, в этом нет ничего страшного. То, что такой работник вообще оказался в вашей фирме или отделе, - недоработка того, кто его принимал.
6. Приход на работу почти в купальнике
Появление ключевого пациента вашей больнички в гавайской рубашке можно расценить как угрозу. Причем резкий переход от делового костюма к фривольным шортикам можно расценить как очень страшный симптом. Даже попытки напомнить о корпоративной этике и имидже компании вряд ли принесут успех на этой стадии.
7. Распространение эпидемии
Когда сотрудники начнут в курилке, на обеде и просто на рабочих местах делиться впечатлениями о прошлогоднем отпуске, пара бить в колокол. Пересылка фотографий, громкий смех и разговоры об отелях и турфирмах несут вам убытки.
8. Кто все эти люди?
В офисе появляются посторонние курьеры, которые привозят сотруднику подозрительные коробки-конверты-пакеты с оборудованием для подводного плавания, билеты и тому подобное. Пора делать объект режимным и прекращать паломничество вредоносных курьеров. А с адресатом всех этих посылок провести воспитательную беседу. Если он без вашего ведома запланировал свой отдых на конкретное время, купил билеты, а вас не предупредил, выясните причины такого поведения. Либо все из-за действительно непомерных нагрузок и вам надо пересмотреть их распределение, либо он ни в грош вас не ставит. Во втором случае - расставайтесь.
Если сотрудник очевидно "перегрелся" - он рвет бумажки, ломает карандаши, приносит вам кофе вместо еженедельного отчета, - у пациента стадия клиническая, нужно отпустить его на пляж, чтобы не сгорел на работе.
В стадии обострения находятся пациенты, которые задерживаются допоздна на работе, ночуют на рабочем месте и по утрам имеют бледный вид. А если пациент просто мечтательно закатывает глаза, может помочь микротерапия: временным решением может быть уик-энд на природе. Предложите пациенту добавить к выходным пару дней в счет отпуска - и он прослужит вам еще месяц-другой, пока придет время его отпуска, внесенного в график. Если пациент вам действительно дорог, надо дать ему возможность отдохнуть.
При подготовке материала "Труд" консультировала Настасья Савина, вице-президент компании ABBYY