ПОРОДА: ТЕРАПЕВТ
Если ребенок провел детство без собаки, значит, ему не повезло, считает известный писатель и кинолог Конрад Лоренц. Ну а если ребенок страдает к тому же каким-либо серьезным заболеванием? Значит, ему в еще большей степени требуется четвероногий друг. Конечно, далеко не каждая семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями, может взять на себя еще и заботу о домашнем питомце. Именно поэтому группа энтузиастов создала в заполярном Мурманске необычную общественную организацию "Вайкес", цель которой - подготовка собак для занятий с детьми-инвалидами.
Набор волонтеров проводился в кинологических клубах и на площадках для дрессировки. И, надо сказать, что все владельцы собак с готовностью откликнулись на призыв помочь детям, сформировать волонтерскую группу не составило труда. Хотя инструкторы Татьяна Пашкова и Вера Никитская проводили чрезвычайно жесткий отбор кандидатов: методом тестирования отсеивались псы, которые проявляли хоть малейшую нервозность или агрессивность. Порода для четвероногих "терапевтов" не имела никакого значения: в группе есть забавная маленькая дворняжка, огромный английский мастиф, весельчак керри-блю-терьер, ротвейлер, бриар и несколько цвергшнауцеров.
Еще одно непременное требование: "анималотерапевты" должны быть здоровы, привиты и ухожены. Никакой грязной или нерасчесанной шерсти, неприятного запаха и прочих последствий хозяйской нерадивости.
Основная трудность заключалась в том, что медицинские и социальные учреждения отнеслись к предложению "Вайкеса" о сотрудничестве без энтузиазма. Но кто ищет, тот всегда найдет. В мае 2004 года ребята пришли в социально-благотворительный клуб родителей и детей-инвалидов "Надежда". Руководитель клуба Валентина Кислякова встретила кинологов с радостью и тут же дала согласие на проведение еженедельных занятий. А после первых же занятий волонтеров "Вайкеса" пригласили в коррекционную школу и специализированный детский сад.
Большинство детей не имело опыта общения с собаками, поэтому знакомство началось с самых маленьких четвероногих "волонтеров": цвергшнауцеров, рост которых не превышает 35 сантиметров. Конечно, в различных детских учреждениях занятия строятся по-разному. Ведь в коррекционной школе учатся дети с ограниченными возможностями. В "Надежде" занимаются ребята, которых нынешняя система образования признала неспособными к обучению даже в специализированных школах. А в детском коррекционном садике N 71, несмотря на его название, находятся ребята с 6 до 18 лет с очень тяжелыми поражениями нервной системы, опорно-двигательного аппарата. Большинство из них приковано к инвалидным коляскам.
ВРАЧА ЗОВУТ ВЕСНУШКА
...Коляски выстроены вдоль стен полукругом, сидящие в них маленькие инвалиды не сводят восторженных глаз с черных усатых мордашек. Другие дети расположились на длинных скамейках. Ирина и Татьяна подводят по очереди к ребятам Джентльмена Денди Лайонса, Ай-Люли Бубу и Анчутку, дают их погладить, вкладывают в детские ладошки кусочки заранее припасенного лакомства, показывают, как правильно кормить собак - непременно с раскрытой ладошки.
Черную собачку Веснушку, которую можно смело назвать опытным "анималотерапевтом", сажают на колени к мальчугану в инвалидной коляске. Он, судорожно захватив искалеченной болезнью ручонкой шерсть, невольно дернул ее. Но Веснушка лишь успокаивающе лизнула его в щеку. А подоспевшая Татьяна осторожно разжала стиснутые пальчики: нельзя, чтобы у животных возникали неприятные ощущения, занятия должны всем приносить только радость. И, взяв детскую ладошку в свою руку, женщина тихонько гладит пса по голове. Холодная детская ручонка потихоньку отогревается, теплеет, и на бледном лице мальчугана появляется счастливая улыбка.
14-летнему Арсению, страдающему синдромом Дауна, из всех собак особенно понравился веселый крепыш по кличке Буба. Удивительно, но и пес этот явно с первых же минут знакомства выделил мальчика из числа остальных детей. При каждом удобном случае он так и норовил подойти к нему и сесть рядышком, тесно прижавшись к ноге. Их взаимное расположение было столь очевидно, что Арсению было тут же предложено попробовать себя в роли дрессировщика. Конечно же, Ирина, хозяйка Бубы, изо всех старалась, чтобы ее помощь начинающему "кинологу" была незаметной: шепотом дублировала команды, помогала и направляла действия Арсения. Но и подросток старался изо всех сил - и блестяще справился с задачей.
Занятия в детском саду, где находятся самые "тяжелые" дети, строятся в основном на контакте детей с животными. Огромную радость ребятам доставляет такое простейшее упражнение, как "водилки", когда, взяв собаку за поводок, они просто ходят по залу. Детям, сидящим в инвалидных колясках, поводок привязывают к ручке коляски, а петлю на конце поводка надевают на кисть руки - ребенок должен чувствовать, что это он сам, самостоятельно ведет собаку. Еще одно любимейшее занятие - поглаживание "терапевта". Не будем вдаваться в научные рассуждения о биополях, положительной энергетике животного и прочих сложных вещах. Факт остается фактом: при многократном повторении поглаживающих движений по собачьей шерсти холодные ручки больных детей становятся теплыми, заметно уменьшается спастика (напряжение) мышц.
В итоге у ребят появились свои любимые четвероногие врачи, и они приносят на занятия печенье, сухарики, чтобы угостить "свою" собаку. У одних это вальяжный ласковый французский бульдог Илюша, у других - ротвейлер Авантюра (для друзей и близких просто Тина). Хозяйка Тины, Зинаида Кульбаба, научила ее играть в "собачку". Надо видеть, каким восторгом сияют глаза малыша, сидящего в инвалидной коляске, когда мощная псина беспрекословно выполняет его команды.
- Вот уже на протяжении года раз в неделю приходит к нам "Вайкес", - говорит старший воспитатель специализированного детского сада N 71 Марина ФЕНУХИНА. - Перед первым занятием мы провели собрание с родителями. Узнали, есть ли у их детей аллергия на шерсть животных, не возражают ли они против подобной деятельности, и только после этого решились. Для нас это бесценный опыт. Ведь большинство ребят ограничены четырьмя стенами, многие просто не видели животных. Собака лечит наших детей одним своим присутствием - улучшает настроение. Кроме того, движения детей с ДЦП (которых у нас немало в саду) крайне ограничены, для них игра с собакой - своего рода лечебная физкультура и физиотерапия, вместе взятые. У ребенка появляется мотив, чтобы сделать движение, он хочет действовать самостоятельно. Осознание того, что его слушается собака, повышает самооценку. А все в комплексе приводит к тому, что корректируются двигательные, речевые и психические нарушения.