Среди тех немногих знаменитостей, что приглашены в Москву, почти нет молодых звезд и звездочек, которые могли бы "зажигать", нет "культовых" фигур типа Квентина Тарантино или Тома Круза. Организаторы фестиваля пригласили в основном мастеров старшего поколения: режиссеров Иштвана Сабо, Питера Гринуэя, Юрая Якубиско, вот-вот должны подъехать актрисы Жанна Моро и Анни Жирардо. А им за долгую творческую жизнь прискучило "блистать в свете", они предпочитают тишину и покой.
Во-вторых, Московский кинофестиваль - это все-таки не "Кинотавр", где все живут в одной гостинице, ходят в один кинотеатр, пользуются одним пляжем, на котором, собственно, и происходит круглосуточная "тусовка". У ММКФ нет своего излюбленного "пятачка" - кто-то из многочисленных гостей коротает время на просмотрах в Доме кино, кто-то предпочитает кинотеатр "Пушкинский", кто-то днюет и ночует в Музее кино, а кто-то сиднем сидит в гостинице... Словом, несколько тысяч гостей разбежались каждый по своим углам. Вот появится фестивальный дворец, о необходимости которого не устает повторять президент ММКФ Никита Михалков, тогда светская жизнь и забьет ключом, а пока...
Да и с погодой, скажем прямо, нынешнему фестивалю не очень повезло. Как зарядил дождь прямо во время банкета по случаю открытия ММКФ, так и лил несколько дней кряду. Не зря член большого жюри француженка Клер Дени приехала в Россию с внушительным багажом одежды. В Париже сейчас - рекордная жара, а в Москве, прослышала она, лютые холода. И потому захватила с собой не только роскошные вечерние наряды, но и осенние сапоги, две шубы и... лыжную шапочку. Именно в ней она и отправилась на экскурсию в Кремль, когда резко похолодало. Как видите, предусмотрительность теплолюбивой француженки оказалась совсем не лишней. "Оттаяла" Клер Дени лишь в Благовещенском соборе Кремля, где вместе с коллегами долго простояла у иконы Андрея Рублева, которая произвела на них огромное впечатление.
Другой член жюри, австрийский режиссер Ульрих Зайдль, автор знаменитого фильма "Собачья жара", увенчанного "Золотым львом" в Венеции, спасается от российских холодов в... метро. Он поведал журналистам, что на поездку в Россию его подвигло как раз желание поближе познакомиться с работой и убранством Московского метрополитена. По приезде в нашу столицу он первым делом спустился в подземку. И нашел наше метро чем-то похожим на метрополитен в Мехико. Но это первые впечатления режиссера, в эти дни он собирается более детально изучить историю московского метро, его архитектуру. А еще он мечтает поближе познакомиться с жизнью и бытом простых россиян.
Пока такой возможности у австрийского режиссера нет. Живет он в фешенебельной гостинице "Националь", посещает только официальные мероприятия, по вечерам смотрит конкурсные фильмы, и это напрочь отсекает его от "сора" повседневной жизни. Вряд ли господин Зайдль получил адекватное представление о нашем быте, побывав, например, в самом престижном и модном московском ресторане "Пушкин", куда президент ММКФ Никита Михалков пригласил членов жюри и примкнувшего к ним Иштвана Сабо на традиционный званый обед. Поговорив немного о кинематографе, о новых экранных технологиях, гости приступили к неспешной трапезе: отведали копченого угря, русских пельменей, бефстроганов с картошечкой и разнообразные закуски.
Никита Михалков, будучи до корней волос русским человеком, попросил для себя куриной лапши. Его выбор одобрила актриса Виктория Толстоганова, которая при этом заметила, что для маленького такая еда очень полезна. Как выяснилось, актриса сейчас находится в интересном положении, поэтому избегает всяких излишеств. Не являются ли таковыми просмотры конкурсной программы фестиваля, в которой много жестких, депрессивных лент? На этот вопрос ответа от актрисы услышать не привелось: до конца фестиваля она не имеет права давать оценки просмотренным фильмам.
Зато критики вовсю гадают о шансах тех или иных лент на фестивальное "золото". К сожалению, после бурного начала, когда на публику обрушилось пять-шесть картин неожиданно высокого уровня, о чем уже писал "Труд" (от 21 июня), столь же энергичного продолжения не последовало. Набрать полноценную конкурсную программу из 17 лент организаторы ММКФ пока, как выяснилось, не могут. Вслед за энергичной финской картиной "Вечная мерзлота" Аку Лоухимиеса, остроумной чешской лентой "Хроники обыкновенного безумия" Петра Зеленки, философичным шведским фильмом "Дорогая Венди" в постановке Томаса Витернберга (эти яркие работы многие считают фаворитами фестиваля) в конкурсе внезапно наступил слом. Косяком пошли средние, а то и откровенно серые ленты ("Девичий пастух" из Узбекистана, болгаро-турецкие "Украденные глаза", французско-сирийская "Улыбка Хасана", иранский фильм "Левой, левой, левой"), которые резко опустили уровень фестиваля. В приватных беседах отборщики ММКФ соглашаются с критиками. И туманно намекают, что главные события еще впереди. Так ли это, или нам в очередной раз вешают лапшу на уши? Подождем с окончательными оценками. Вчера, например, состоялась премьера долгожданного российского фильма "Космос как предчувствие" в постановке Алексея Учителя, которому многие заочно прочат победу на фестивальном ристалище. Есть ли основания для таких прогнозов? Ответ читайте в завтрашнем номере газеты.