"И НИКАКИХ ФАМИЛИЙ"

Условия, которые нам поставили, прежде чем включить в группу "черных копателей", простые: никаких фамилий участников и названий мест, где они работают, не указывать. В отряде собралось человек 20 - петербуржцы, новгородцы, москвичи. Нашли они друг друга по Интернету.

Из Демьянска до деревни, которая расположена ближе всего к опорному пункту, где во время войны три года находились немцы, мы добрались на автомобилях. Дальше - пешком. Топали километров десять. Сначала по тропинке, потом - напролом. Сопровождал нас местный егерь - за определенную плату. Перед тем как уйти от нас, предупредил: "Постарайтесь поменьше палить из ружей".
- Почему нельзя стрелять, здесь же такая глухомань? - спрашиваю Игоря из Новгорода.
- Чтобы милиция не засекла. Наши действия не очень приветствуются властями, хотя официального запрета на раскопки окопов и блиндажей нет...
Группа разношерстна. Одни - словно только что спрыгнули с цветной картинки глянцевого журнала. На них новенькие яркие куртки, с собой модные палатки, длинные охотничьи ножи, дорогие ружья, у некоторых - миноискатели и даже металлодетекторы. Другие одеты по-рабочему, как Игорь. На нем ветровка, плотные брюки, за спиной рюкзак и брезентовая палатка. Вместо миноискателя - щуп метра полтора длиной. На конце его - утолщение.
- Почему у тебя нет миноискателя? Им же легче обнаружить металл в земле, - спрашиваю Игоря.
- Ошибаешься. С миноискателями ходят любители, а я - профессионал. Могу щупом не только обнаружить под землей твердый предмет, но и определить по звуку, что это: пластик, кость, железо, дерево... Однажды нащупал на метровой глубине маленький предмет и говорю ребятам, что, дескать, там - монета. Поспорили. Точно, оказался талер. Их некоторые эсэсовцы носили в качестве талисманов. Если хорошо прислушаться, то по скрежету можно отличить сталь от латуни или меди. Это важно, поскольку цветные металлы мы собираем и сдаем в утиль. Деньги небольшие, но все-таки...
- А самая дорогая находка какая была?
- Однажды нашел золотой медальон на цепочке. По всей видимости, он принадлежал немецкому офицеру из богатой семьи. Солдаты такие не носили. Медальон я продал коллекционеру за 800 долларов. Нашел и серебряный медальон.
Лагерь разбили на сухой полянке. Сразу разложили костер. Некоторые, как я понял, вообще не очень-то собирались копаться в земле. Приехали просто отдохнуть, а заодно посмотреть на то, что разыщут в земле другие.
К месту, где когда-то располагался немецкий земляной городок, идем налегке группой в пять человек. Такая же группа идет в другом направлении. В лагере остаются дежурные. У каждой группы - рации. Зачем? Бывалые искатели предлагают посмотреть назад. Удивительно! Мох, по которому мы прошли, на глазах выпрямляется и никаких следов не остается. Кругом похожие друг на друга деревья, - словом, глухомань. Заблудиться проще простого. Замечаю, правда, что кто-то из группы предусмотрительно надламывает веточки на нашем маршруте - одну, вторую, третью... Назад выбраться будет проще.
Блиндажи представляют собой прямоугольное возвышение, заросшее мохом. Чуть поодаль какая-то куча. Здесь немцы сбрасывали мусор...
- Блиндажи немецкие, - поясняет Игорь, - видишь, какой порядок. Все расположены по линеечке.
- А почему именно немецкие блиндажи и окопы вас привлекают больше всего?
- Да они побогаче.
- Выходит, наших погибших солдат вы обходите стороной?
- Почему же? Я вот с другом Сергеем, он сейчас тоже в нашей группе, недавно участвовал в вахте памяти. Мы перезахоронили останки солдат, найденных в лесу.
- Но ведь останки уже истлели...
- Тут есть правило. Если найдены череп и две берцовые кости в одном месте, то этого хватает, чтобы признать их останками человека. Если обнаружен еще и медальон, то ищем родственников погибшего. Но медальоны встречаются редко, особенно здесь.
...В конце дня на газетки и брезентовые подстилки выкладывается все, что найдено в земле. Не густо. Проржавевшие патронные ленты, винтовка, каски, котелок. Два алюминиевых предмета из столового набора немецкого солдата сохранились хорошо: с одной стороны - ложка, с другой - вилка, посередине двуглавый орел. На другой день, когда мы собрались уезжать, ребята предложили взять эти вилки-ложки в качестве сувениров. Но мы отказались...