РОССИЮ Я УЗНАЛ НЕ ПО КНИГАМ

Самая яркая кинозвезда Великобритании Руперт Эверетт в основном специализируется на ролях потомственных аристократов. Принц Уэльский, короли Карл I и Карл II... Скандальная слава, которая следует за актером по пятам, никак не вредит его "монархической" карьере. Сейчас на счету Эверетта 40 картин, среди которых "Свадьба лучшего друга", "Влюбленный Шекспир", "Сон в летнюю ночь"... Актер живет в Нью-Йорке и ведет почти пуританский образ жизни, разделяя одиночество с черным лабрадором по кличке Мойс.

На ММКФ Эверетт предстал в конкурсном фильме Марека Каневска "Иная лояльность", где в дуэте с Шарон Стоун сыграл агента КГБ. Прототипом героя послужил Ким Филби, один из самых знаменитых британских шпионов, когда-либо работавших на русскую разведку. Естественно, беседа началась с рассказа актера о своей последней работе.
- Этот фильм о любви и преданности. Мой герой влюблен в коммунизм. Но когда он приезжает в Россию, то выясняется, что это была всего лишь иллюзия. А героиня Шарон Стоун влюблена в человека, которого, ей кажется, она хорошо знает. Но для нее он также оказался миражом. Образ шпиона - это отличный материал для актера. Ведь он живет двойной жизнью. А именно в этом как раз и заключается суть актерской игры. Поэтому я считаю шпионов потрясающими актерами. Я понятия не имею, действительно ли мой герой верил в то, что делал, но в этом фильме он невероятно романтичен и благороден. Съемки проходили в пяти частях света, однако только в России удача постоянно нам сопутствовала, и погода прошлым летом в Москве стояла чудная. Хотя у нас не было ни денег, ни поддержки, ни налаженной инфраструктуры. Но нам здесь было хорошо.
- Как на вас повлиял тот факт, что в семилетнем возрасте ваши преуспевающие родители отдали вас в закрытый колледж при Ордене монахов-бенедектинцев?
- Монастырское воспитание считаю экстремальным опытом в моей жизни. Мне тогда приходилось нелегко. Но теперь, по прошествии стольких лет, мое мнение на этот счет изменилось, и теперь я рад, что получил энергичное, жесткое религиозное образование. Я стал по-настоящему верующим человеком. Там у нас был любительский театр, к которому я сильно пристрастился. Первым фильмом в моей жизни стал мультик "Белоснежка и семь гномов", который просто перевернул мою душу. Ну а когда посмотрел "Мэри Поппинс", то твердо решил стать актером. В сущности, монахи - довольно симпатичные ребята, но мне с ними было не по пути.
- Что для вас труднее: заставить зрителей смеяться или плакать?
- В кино мне легче удаются драматические роли, потому что вы в руках монтажера, и одному Богу известно, какой ритм он задаст повествованию на экране. А вот в театре легче развеселить, ведь там актер держит с залом непосредственный контакт. С самого начала за мною в кино закрепилось драматическое амплуа, а мне так хотелось играть в комедии. Но когда я наконец преодолел сопротивление собственного имиджа и стал играть комедийные роли, мне перестали предлагать драму. Возможно, что теперь я окончательно превратился в комедианта.
- Когда вам было тяжелее в профессии: в начале карьеры или сейчас?
- Вначале я даже по ночам не спал, волновался и старался вложить в свою игру как можно больше энергии. Сверх всякой меры. Но со временем стал опытнее, многое понял, и мои взгляды на профессию сильно изменились. Позволю себе сравнение с представительницами древнейшей профессии. Когда "ночная бабочка" первый раз выходит на панель, она, наверное, обмирает от волнения. А через неделю уже привычна ко всему. Энергия самоотдачи уже не та.
- Кого бы вы хотели сыграть?
- Да мало ли кого. Например, Марлен Дитрих. В современном кино появилось много мужественных, но при этом обворожительных героинь. Это показывает, что на рубеже тысячелетия баланс между сильным и слабым полами изменился. Целеустремленные женщины уже не сидят дома, воспитывая детей и готовя на кухне обеды. Но я не хотел бы сыграть персонажа, который отчаянно предается насилию.
Актер заметно оживился, когда услышал вопрос "Труда":
- Господин Эверетт, в начале 90-х вы снимались в фильме Сергея Бондарчука "Тихий Дон", где сыграли Григория Мелехова. Чем запомнилась эта работа?
- Когда я получил это предложение из далекой России, то очень удивился. Мне казалось, я совершенно не подхожу для роли лихого донского казака. Но я согласился, и эта поездка стала поворотной в моей жизни. Шел 1991 год. Советская эпоха уходила, уступая место непонятно пока чему. Были трудности с ресторанами, а ночных клубов вообще не было. Светская жизнь находилась в зачаточном состоянии. Но я замечательно проводил время, общаясь с Сергеем Бондарчуком и его женой. Мне нравилось все: и работать на "Мосфильме", и жить в московской квартире. У меня здесь осталось много друзей.
Я не очень люблю читать. Хотя и сам пишу прозу, но не считаю себя литературным человеком. Россию я узнал не по книгам, и эта страна произвела на меня удивительное впечатление. Правда, когда я вернулся домой, казалось, моя печень просто отмерла, а похмельный синдром меня преследовал, наверное, с полгода. Сейчас у вас все по-другому...
Британский актер тактично умолчал о дальнейшей судьбе фильма "Тихий Дон", который вот уже более десяти лет пылится в сейфах итальянских продюсеров. Но совсем недавно в кинематографических кругах пронеслась весть, что многострадальное детище Сергея Бондарчука скоро будет выкуплено и, возможно, уже к концу этого года выйдет в российский прокат.