Это знаменитые режиссеры Кен Рассел, Агнешка Холланд, Мики Каурисмяки, заседающие в жюри. Это киноволшебник Питер Гринуэй, представляющий в столице первую часть своего нового фильма "Чемоданы Тульса Люпера". Это великий актер, украшение фильмов Ингмара Бергмана Макс фон Сюдов, перед которым президент фестиваля Никита Михалков справедливо преклонил на Звездной дорожке колени. Это, наконец, очаровательная Софи Марсо, которая, помимо всего прочего, несколько лет назад снималась в Санкт-Петербурге в экранизации "Анны Карениной". Видно, уроки русской классики не прошли для нее даром, потому что на церемонии открытия фестиваля француженка произнесла целую речь (пусть и по бумажке) на русском языке, чем произвела фурор в зале.
Хлопали, надо сказать, в этот вечер охотно и много. Сначала ностальгическим, пронизанным светом кадрам из фильмов, поставленных по сценариям блистательного драматурга Геннадия Шпаликова, которому решили воздать на фестивале должное. Потом - Евгению Евтушенко, вдохновенно прочитавшему специально написанные к ММКФ стихи о десятой музе. Но самые бурные аплодисменты достались мэру Москвы Юрию Лужкову, который пообещал собравшейся в кинотеатре "Пушкинский" публике строительство современного фестивального центра, попутно посетовав на низкое качество фильмов, которые ежедневно обрушиваются на головы бедных зрителей.
Фестиваль как раз и призван насытить столичный экран (хотя бы на десять дней) интересным, разнообразным, качественным кино. Всего в Москве в рамках ММКФ будет показано порядка 150 фильмов, часть из которых уже прогремела в Канне, Берлине, Венеции, Сан-Себастьяне... Ожидается форменный лом на "Догвилль" Ларса фон Триера, "Бассейн" Франсуа Озона, другие внеконкурсные "хиты". Хуже обстоит дело с основной программой, которая состоит в этом году из 19 картин. Автору этих строк довелось посмотреть уже семь из них. Несмотря на бодрые заверения членов отборочной комиссии, что конкурс в этом году силен как никогда, ни одна из показанных в основной программе лент моих коллег-критиков по-настоящему не взволновала. За исключением, может быть, загадочной, полной юмора и мистики ленты "Сова", которую задорно, молодо снял патриарх японского кино 91-летний Кането Синдо. Он уже не раз выручал Московский фестиваль своими фильмами, не спасовал и на этот раз...
А более молодые режиссеры явно уступают ему по всем статьям. Так, австрийская лента "Yu", рассказывающая о путешествии трех великовозрастных шалопаев по территории бывшей Югославии, удручает сюжетным сумбуром, смысловой невнятицей. Итальянский фильм "Будущее прошлое", посвященный взаимоотношениям тридцатилетних друзей, собравшихся в загородном доме, чтобы выпить, закусить и пережить несколько волнующих любовных приключений, грешит манерностью, обильным пустословием. Испанская картина "Божественный огонь" зачем-то тревожит тень великого поэта Лорки, который, по версии авторов фильма, не погиб в гражданскую войну, а, возможно, дожил до 80-х годов прошлого века, впав от ужаса открывшейся ему действительности в безумие. Англо-американский триллер "Засну, когда умру" и вовсе является образчиком коммерческого, я бы даже сказал, "злачного" кино, которому на фестивале класса "А" делать нечего...
Наши картины уровень конкурса пока тоже не очень-то подняли. Изобретательная, красочная лента "Петербург" Ирины Евтеевой, выполненная в сложной анимационной технике, выглядит среди игровых картин все-таки чужеродной. А с фильмом "Прогулка", который открывал кинофестиваль, и вовсе случился форменный скандал. Главный отборщик ММКФ Кирилл Разлогов проговорился в одном интервью, что, дескать, "Прогулка" - кино, может быть, и неплохое, но отнюдь не мирового уровня. Режиссер ленты Алексей Учитель счел это высказывание в устах одного из руководителей фестиваля некорректным и потребовал немедленной отставки Разлогова.
Конфликт пока закончился ничем. Между тем главный фестивальный отборщик, будучи неправ по форме, думается, прав по существу. "Прогулка" - славная, стильная, но отнюдь не новаторская картина, повторяющая в изобразительном решении каноны модной нынче датской "Догмы". Что касается сюжета, атмосферы фильма, то они во многом навеяны лирическим шедевром Геннадия Шпаликова и Георгия Данелия "Я шагаю по Москве". Картину Учителя можно было бы даже назвать "Я шагаю по Санкт-Петербургу". Трое героев - очаровательная девушка и двое юношей - практически в режиме реального времени бредут по историческому центру города: от Невского проспекта - до Петроградской стороны. Они без умолку болтают (иногда по делу, иногда впустую), смеются без причины, плачут без повода, влюбляются без памяти... И все это - на фоне Невского проспекта, Исаакиевского собора, других достопримечательностей северной столицы, подернутой то пыльным зноем, то туманными сумерками, то светлыми дождями...
Все это было бы мило, трогательно, если бы не парадоксальный (а по мне надуманный) финал, опрокидывающий сюжет, низводящий эту историю о зарождении любви до уровня розыгрыша, изящного пустячка, которых в конкурсе ММКФ и без того хватает...