МАРШРУТ КРАЙНЕ ОПАСЕН

На прошлой неделе наша газета писала о критической ситуации на общественном транспорте ("Труд", 20 июня 2003 года). Как раз в эти дни в Сочи на научно-практическую конференцию собрались транспортники и другие специалисты по обеспечению безопасности дорожного движения, которые обсуждали наболевшую проблему. С начала года в стране произошло 60 тысяч аварий, треть из них - на общественном транспорте. Последние ДТП, случившиеся в Подмосковье и Тульской области, где погибли пассажиры, связаны с маршрутными такси. О том, в каком состоянии они выходят на линию, сообщают из глубинки наши собственные корреспонденты.

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
Уже на подходе к автовокзалу в Иркутске тебя тут же обступают водители: "Поедем в Осу? В Бохан? В Баяндай? В Качуг?" Тут не только "ГАЗели", но и микроавтобусы корейского или японского производства. Цены приемлемые. Одно плохо: садишься и не знаешь, умеет ли водитель возить пассажиров. Вопрос безопасности...
- Беда в том, что многие перевозчики не имеют лицензий, - говорит Андрей Анисимов, заместитель руководителя Иркутского областного отделения Российской транспортной инспекции. - Только в мае в ходе операции "Челнок", мы выявили 70 человек, незаконно занимавшихся пассажирскими перевозками. А в 2002 году таких было 230 человек, потом 180 из них встали на "законную дорогу" - получили лицензии.
В больших городах области эти маршрутки еще учитываются. В глубинке дела куда хуже. Официально на междугородных перевозках области зарегистрированы только 27 юридических лиц и 12 частников (имеющих 210 и 21 транспортное средство соответственно). Не густо, если учесть, что транспорт связывает населенные пункты 40 районов, а расстояние между ними - до 300 и более километров. Но в действительности частных перевозчиков в десятки, а то и сотни раз больше.
- Прежде таких нарушителей мы могли штрафовать в сумме до 5 МРОТ (минимальный размер оплаты труда), - говорит Андрей Анисимов. - Теперь - только через суд. А чтобы доказать нарушение, надо устроить настоящую "провокацию": выехать с водителем, при свидетелях отдать ему деньги и соблюсти другие юридические тонкости.
В итоге не известно, сколько любителей или профессионалов занимается незаконным извозом на дорогах Иркутской области. Но в самом Иркутске чаще других устраивают аварии именно водители маршруток. Далеко ли до беды в пригородном и междугородном сообщении?
БАЛАКОВО
Весь городок изрезан каналами, отчего жители называют его "волжской Венецией". Поскольку у половины курсирующего здесь общественного транспорта давно выработан эксплуатационный ресурс и на маршруты выпускать его нельзя, балаковцам впору пересаживаться на катера или, как тут шутят, - гондолы.
По официальным данным, изношенность автопарка составляет 45 процентов. Даже у частных "ПАЗиков" и "ГАЗелей" срок службы приближается к 10 годам. А на дорогах к отдаленным селам пылят автобусы, построенные еще в советские времена в ГДР.
Чем заканчивается эксплуатация старых машин, в Балаково знают. В прошлом году у деревни с незатейливым названием Кормежка полыхнул пригородный автобус. Люди, к счастью, успели выйти, но машина сгорела дотла. Причиной стала неисправность электропроводки, а та, в свою очередь, вызвана технической изношенностью машины.
Балаково и окрестный сельский район обслуживают 220 частных маршруток. Недавно районная прокуратура, госторгинспекция и другие контролирующие органы устроили их владельцам проверку. Впрочем, она касалась не столько технического состояния транспорта, сколько выполнения налогового законодательства. Одного предпринимателя даже оштрафовали на 7 тысяч 800 рублей - за отсутствие в маршрутке кассового аппарата и "необилечивание" пассажиров. Но у балаковских частников на этот счет свои аргументы: местный бюджет задолжал им 15 миллионов рублей. Если бы эти деньги отдали, глядишь, на дорогах Балакова и появились бы новые, куда безопаснее маршрутки.
ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
Недавно в Ленинском районе у деревни Севрюково произошла страшная авария. Грузопассажирская маршрутка, которая везла "челноков" из Москвы в Курск, столкнулась с иномаркой. "ГАЗель" перевернулась и загорелась. Раздались взрывы. Семь пассажиров маршрутки и водитель сгорели заживо. Одна из возможных причин аварии, считают в ГИБДД, - притупленное внимание шофера, который долгое время вел машину без отдыха.
Тульские транспортники от комментариев по поводу трагедии отказывались: "Машина - не наша, курская". Как будто "наши" лучше и безопаснее. В области так называемые "автолайны" давно вытеснили государственные автотранспортные средства вначале на городских, а затем на пригородных и междугородных маршрутах.За доставку в областной центр частники берут всего по 20 рублей с каждого пассажира. В итоге стало выгоднее пользоваться маршрутками. Водители гоняют туда и обратно, не щадя ни себя, ни машины. Основная задача - сделать как можно больше рейсов, количество которых никем и ничем не ограничивается. Заработки - "от колеса". По мнению сотрудников Узловского отдела ГИБДД, хроническая усталость водителей - главная причина опасности перевозок пассажиров на пригородных и междугородных маршрутках.