ЭКОНОМИКА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИИ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

То, что деятельность железнодорожного транспорта играет важную роль в развитии всей российской

То, что деятельность железнодорожного транспорта играет важную роль в развитии всей российской экономики, сегодня ни у кого не вызывает сомнения.
В последнее время все чаще возникает вопрос: по какому пути пойдет развитие железнодорожной отрасли? Какие экономические предпосылки существуют сегодня для реформирования структуры железнодорожного транспорта?
Благодаря взвешенной тарифной политике отрасли в 1997-2000 гг. российские товаропроизводители получили от МПС поддержку, равную 119,5 миллиарда рублей. Поэтому утверждение, что именно совершенствование и удешевление работы железных дорог стало катализатором начавшегося роста экономики, не лишено оснований.
Кроме того, сегодня железнодорожная отрасль полностью соблюдает свои обязательства перед федеральным бюджетом и Пенсионным фондом РФ.
В 1999 году отрасль заплатила в федеральный бюджет 14,8 млрд. рублей, что на 0,5 млрд. превысило сумму начислений. В 2000 году отрасль планирует перечислить в федеральный бюджет 16 млрд. рублей - предполагается, что именно столько налогов будет начислено. Сальдо расчетов при этом составит 4,6 млрд. рублей - ровно столько федеральный бюджет задолжал железным дорогам. Аналогичная ситуация складывается и с Пенсионным фондом РФ - с ним отрасль также намерена рассчитаться полностью.
Таблица 1.
РАСЧЕТЫ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ БЮДЖЕТОМ В 1996-2000 ГГ., МЛРД. РУБЛЕЙ
Показатели 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
Начислено 6,5 10,9 10,6 14,3 16,0
Внесено 3,3 8,4 8,3 14,8 16,0
Задолженность федерального бюджета 2,4 4,3 2,8 3,0 4,6
Сальдо расчетов -0,8 1,8 0,4 3,5 4,6
Таблица 2.
РАСЧЕТЫ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ С ПЕНСИОННЫМ ФОНДОМ РФ В 1996-2000 ГГ., МЛРД. РУБЛЕЙ
Показатели 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
Начислено 6,3 8,1 5,4 9,7 14,0
Внесено 4,2 9,1 8,1 9,9 14,0
Задолженность,всего 6,0 4,4 1,7 1,5 0,0
Недоимка, млрд. руб. 3,6 1,5 0,5 0,3 0,0
Реструктуризация пеней и штрафов 2,2 2,1
Достижению таких результатов во многом способствовало стремление железнодорожников полностью перейти на денежную форму расчетов. Еще в 1996 году 61,9% выручки за перевозки поступало на российские железные дороги через зачетные схемы. В 1999 году этот показатель составил уже 75,9%. Сегодня 94,1% выручки за перевозки отрасль получает "живыми деньгами".
Таблица 3.
ВЫРУЧКА ОТ ПЕРЕВОЗОК ПО СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В 1996-2000 ГГ.
Показатели 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
Процент денежной выручки 38,1 43,2 51,6 75,9 94,1
Процент зачетов 61,9 56,8 48,4 24,1 5,9
Однако существует немало факторов, существенно осложняющих деятельность российских железных дорог. Один из них - убытки от пассажирских перевозок.
В России существует 165 категорий граждан, имеющих право на льготный проезд в поезде. 103 категории россиян имеют право бесплатно или за 50% стоимости ездить в пригородных электричках.
В 1999 году потери железнодорожников от предоставления льгот на проезд превысили 15 млрд. рублей. В условиях низкой платежеспособности населения отрасль не может позволить себе сделать пассажирские перевозки рентабельными за счет повышения цен на билеты, поэтому на 2000 год прогноз также неутешительный - убытки железных дорог от пассажирских перевозок могут составить порядка 32,7 млрд. рублей.
Таблица 4.
ПОТЕРИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ НА ПРОЕЗД РАЗЛИЧНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН, МЛРД. РУБЛЕЙ
Виды сообщений 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
Всего 9,4 11,2 15,2 15,7
Дальнее следование 4,4 4,7 5,4 5,9
Пригородное сообщение 5,0 6,5 9,8 9,8