Председатель Госдумы Вячеслав Володин провел в телеграм-канале опрос, чтобы выяснить, как люди относятся к цифровизации в школе. Оказалось, что больше половины (58% на 22 мая) считают ее чрезмерной — учителя все реже общаются лично с учениками и родителями, а бумажные учебники уступают место электронным. Как выразился один из опрошенных, из отечественной системы образования исчезает душа, а вместо нее поселяется «цифра». Но так ли это?
Дмитрий Казаков, председатель профсоюза «Учитель»
— Цифровизация — это прекрасно. Вопрос в том, как она утверждается в школе. По факту она служит у нас не совершенствованию системы образования, а средством заработка сторонних структур. Та же платформа «Сферум». Решили загнать учителей и учеников в мессенджер, но работает он криво. Учителей заставляют заходить в аккаунты и отправлять находящимся в том же классе детям учебные вопросы! И дети должны отвечать с компьютеров. Такой уход от реального общения учителя с учениками объясним: если платформой мало пользуются, директоров ждет нагоняй. Зачастую администрация школы отправляет чиновникам приглаженные отчеты об использовании цифровых достижений. Но наши задачи другие, они из области воспитания ребят, а не натаскивания их.
Ирина Волынец, уполномоченный по правам ребенка в Татарстане
— Электронный учебник не должен заменять бумажный: при чтении электронных книг информация усваивается иначе, особенно это касается детей. Ведение электронного дневника может быть дополнением к бумажному: когда ребенок своей рукой записывает задание, он внимательнее к нему отнесется. Родителей заботит переход школ на онлайн-платформы. Доступ к ним происходит через соцсети, а там чего только нет. Ладно, мы, взрослые, умеем фильтровать информацию, а дети? Не стоит усердствовать и с дистанционкой — только живое общение с товарищами и учителем способно социализировать ребенка. Никто нам не объяснил, зачем нужна повальная цифровизация. Экономия на учебниках? Нехватка учителей? Глупо пренебрегать прогрессом, но «цифра» может дополнять классический подход к образованию, не вытесняя его.
Ирина Абанкина, профессор Института образования ВШЭ
— Проблема не надумана. Огромную роль в воспитании и обучении играет живое общение, его ничем не заменить. Люди сегодня и без того полжизни проводят, уткнувшись в экран, а живого общения все меньше. Неслучайно у России один из самых высоких показателей по буллингу: обезличенное общение легче переходит в агрессию. Да, GPT-чаты способны отвечать на вопросы и создавать связные тексты. Но учитель уже не в силах определить, кто автор доклада — робот или школьник. Происходит подмена обучения и образования натаскиванием в использовании ИИ. Хорошо, если рутинные задачи вроде корректировки учебных планов отойдут к ИИ. Но нельзя превращать обычную школу в ее онлайн-копию. Пора изменить подход к домашним заданиям. Раз ИИ умеет делать доклады и решать задачи за человека, значит, пусть задания ученики выполняют преимущественно в школе, на глазах друг у друга, а дома отдыхают. Положительный пример нам подают страны Северной Европы, где школьники находятся в учреждении до раннего вечера, а старшие ученики помогают младшим.
Дмитрий Воробьев, школьный учитель
— Сама идея цифровизации, как и любая идея, облегчающая жизнь и труд человека, является благом. Электронный журнал дает доступ к оценкам, темам, урокам в любое время. Родители могут вникать в то, как учатся их дети, им проще связаться с учителем и задать ему вопрос. Учителя «цифра» избавляет от лишней бумажной работы, от части рутины. К услугам учителя библиотека электронных приложений, тестов, тренажеров и даже виртуальных лабораторий. Ученики получают возможность самостоятельно искать материалы, готовиться к экзаменам и взаимодействовать с учителем в режиме онлайн. Но у всего этого есть и обратная сторона. Частые обновления на серверах приводят к сбоям в работе платформ, учителям приходится восстанавливать ее. Так что внедрение «цифры» в образование — штука полезная, но частые и сомнительные изменения и недоработки, технические сбои портят картину. И, кстати, пока я пишу для вас этот комментарий, в рабочем чате появляется завуч и жалуется, что у его одиннадцатиклассников оценки «слетели». Надо бы все проверить и восстановить. А вы говорите, XXI век!