Александр Иванов: Чтобы преуспеть, надо быть дерзким

Тогда можешь стать ученым и даже телеведущим

На канале «Наука» стартовал восьмой творческий конкурс фотографий и видеороликов «Снимай науку!». Победителей ожидают не только денежные призы, но и шанс быть замеченными на экране. И, как знать, может, со временем самим стать телеведущими. Именно так произошло с Александром Ивановым, чей зрелищный ролик «Ликоподий — адская присыпка» в 2017 году стал победителем зрительского голосования. Сейчас Иванов на этом самом канале «Наука» ведет программу «Химия». А еще работает в Екатеринбурге в родном Физико-технологическом институте УрФУ, который он окончил по специальности «химическая технология». Кроме того, у Александра свой собственный канал «Химия — Просто», число подписчиков которого вплотную подошло к миллиону. Неплохо для такого контента, не правда ли?

— Как вам, Александр, в свое время пришла идея поучаствовать в конкурсе «Снимай науку!»?

— Все благодаря моим друзьям, убедившим, что этот конкурс будто специально для меня создан. Я сразу понял: надо сделать нечто запоминающееся и в то же время коротенькое, ведь ролик будут смотреть самые разные люди, в том числе далекие от науки. Можно было бы банально развлечь зрителей тем, как растворы в пробирках меняют цвета, но это все-таки не очень интересно с точки зрения обывателя, в представлении которого химия — нечто яркое, горящее, способное на взрыв. Вот и нынешним участникам конкурса я бы посоветовал действовать смелее. Сейчас любой среднестатистический телефон позволяет сделать хорошее видео, так что дело лишь за хорошей идеей и упорством в ее осуществлении.

— Но ведь и ваши блогерские видео смотрят не только химики. Чем же вы увлекаете массовую аудиторию?

— Из недавних видео зрителям почему-то очень понравилось простое: я всего лишь взял стакан с ртутью, засунул туда палец и поболтал его со словами «булюм-булюм» — и ролик, представьте, собрал 37 млн просмотров! А цель у меня была, в общем-то, одна: наглядно показать, что трогать ртуть — абсолютно безопасно, вредно ее вдыхать. Как выясняется, очень многие этого не знают.

Кстати, после того как человек пять позвонили мне глубокой ночью с вопросом, что делать с разбитым градусником, я и об этом видео снял.

Если вкратце, рекомендации такие. Сначала спокойно, без паники, выдворяете из комнаты детей и животных и открываете окно. Потом берете лист бумаги и кисточку или что-то похожее и собираете пролитые капли ртути (а можно делать это и руками, ничего страшного, как вы поняли, не произойдет). Бросаете их с остатками градусника в банку с водой, под ней ртуть практически не испаряется, закрываете крышкой и звоните в МЧС, где вам скажут, куда все это добро отвезти.

— Неужели все видео так легко и просто снимать?

— Да нет, конечно, некоторые сюжеты требуют больших трудов и осторожности. Для меня таким стал, например, ролик о горении воды во фторе. Многие просили это показать. Но все дело в том, что газообразный фтор ядовит. И ряд ученых, которые имели с ним дело, пострадали, порой платили за любопытство и здоровьем, и жизнями. Чтобы сымитировать процесс выделения фтора, как его получали в старые времена, и при этом самому не отравиться, мне понадобилось полгода.

На съемках программы «Химия»

— А, к слову, травмы при проведении опытов вы когда-нибудь получали?

— Скажем так: где находится травмпункт, я знаю. Потому что, увы, даже соблюдение всех норм техники безопасности не всегда спасает от порезов или ожогов. А своей аудитории я всегда говорю, что опытами надо заниматься не в жилых помещениях, а в специально оборудованных местах. Мне, условно говоря, самому не понравился бы сосед-химик, который мало того что помещение заполонит разными запахами, так еще и пожар устроит. Я против домашней химии!

— Но не против бытовой?

— Ну конечно, нет. Даже ролики иногда снимаю на тему, как вывести различные пятна или сделать крем для рук.

— И жену такими кремами балуете?

— Если честно, до этого дело пока не дошло. Мне кажется, такой продукт можно сделать однажды ради интереса, ну или для того же видео, но в повседневной жизни лучше отдать предпочтение товарам, созданным профессио-алами. Во-первых, не все ингредиенты для получения хорошего крема найдутся в продаже, во-вторых, в домашних условиях вы не сможете его должным образом гомогенизировать, то есть придать однородность, в результате чего через какое-то время он начнет расслаиваться.

— Каков возраст вашей телевизионной и интернет-аудитории?

— От мала до велика. Есть, например, учителя на пенсии, занимающиеся репетиторством и использующие мои видео для работы. Кому-то этот материал интересен для расширения кругозора, другие ностальгируют по собственному детству, когда баловались различными экспериментами, сверяясь с рубрикой «Сделай сам» в советских журналах. Таскали всякую всячину из школьных лабораторий, со строек или даже со свалок, жгли это во дворе, а потом получали по шее от родителей или соседей. Тогда, наверное, расстраивались, а сейчас, когда бывшие дети сами превратились в бабушек и дедушек, подобные воспоминания приятны.

— А смотрят ли ваши ролики нынешние подростки?

— Конечно! Кстати, в серии передач на телеканале «Наука» мы сделали обзор каждого химического элемента таблицы Менделеева, так что школьную программу, можно сказать, «закрыли» всю. И тем, кому учебник кажется скучным, я советую смотреть наши программы. И на мой собственный канал, бывает, пишут, что благодаря моим видео получили пятерку по контрольной или выбрали химию как будущую специальность. Это, признаюсь, вдохновляет!

А то и от дипломированных специалистов приходят благодарности. После просмотра ролика про спектрометр девушка из Казахстана, химик-аналитик, написала, что поняла, почему у них прибор часто ломался — постоянно выходило из строя дорогое сопло, зато теперь она знает, как с ним правильно работать.

— А профессионалов из других областей ваши видео интересуют?

— Да, например, дизайнеров, программистов, киношников. Со съемочных площадок пару раз звонили, советовались, как эффектнее сделать те или иные трюки. Однажды мы с коллегами по лаборатории помогли создать компьютерную игру для взрослых, затрагивающую тему атомной промышленности. Там даже наши фото можно найти.

Но, с другой стороны, есть у моего канала и совсем маленькие зрители: шесть-семь лет, в ком родители еще не подавили «почемучек». Эти ищут ответы на свои вопросы. Конечно, без базовых знаний по физике и математике сложно разобраться в такой комплексной науке, как химия. Но некоторые простые вещи дети понимают. Я и своей семилетней дочке показываю опыты, что-то объясняю. Вот с жидким азотом мы экспериментировали — надували им шарики, замораживали розу, а потом разбивали ее.

— Сами-то вы когда начали увлекаться химией?

— В вузе. Вообще-то я учился на физтехе, но по специальности, напрямую связанной с химией. А мой научный руководитель Владимир Анатольевич Волкович, очень увлеченный человек, проводил интересные и красивые опыты. Тогда и пришла мысль: вот что нужно показывать в интернете! Стал это снимать, потом уже свои собственные эксперименты решил продемонстрировать.

— Получается, своим успехом вы обязаны хорошему преподавателю?

— Именно так. Он сам учился в аспирантуре в Лидсском университете в Великобритании, и там его преподаватель иногда проводил для школьников демонстрационные лекции по химии, а Владимир Анатольевич ему ассистировал. Хотелось бы, чтобы и у нас в стране когда-нибудь возникла такая же система тесного сотрудничества общеобразовательных учреждений и университетов. Ведь в школах по разным причинам очень часто нет возможности проводить красивые опыты.

— Сейчас, знаю, вы работаете над проектом «Золотодобыча» телеканала «Наука». Потянуло на вечные ценности?

— Мы снимаем в Краснотурьинске, где происходит добыча и первичное получение золота из руды. Наша передача предназначена самой широкой аудитории. Очень многие обыватели, если их спросишь, откуда берется золото, сразу себе представляют старателей с лотками у реки, как у Джека Лондона. Так оно и было когда-то, но сейчас золотодобыча — это прежде всего высокие технологии. О которых мы рассказываем столь подробно, что и специалистам многое будет интересно. Кроме того, у программы есть и профориентационные задачи — показать школьникам, куда можно пойти работать.

Современная золотодобыча — это прежде всего высокие технологии

— Каких научных открытий в сфере химии вы больше всего ждете?

— Очень надеюсь, что будет найден способ объединения нейронных сетей с базами данных материаловедов. И тогда станет реально дать нейросети, например, такой запрос: «Хочу материал для суперлегкого космического корабля. Подскажите, как его получить». И она выдаст технологию, а инженеры, работая по ней, спроектируют такой корабль. Или, допустим, сделают летающие автомобили, которые сегодня даже представить себе трудно...

— Да, захватывающие перспективы. А что пожелаете себе и читателям?

— Неуклонного движения вперед. Быть смелее и не стесняться делать в профессии то, что нравится. Я замечаю, что среди технарей особенно много людей стеснительных и скромных. Но ведь чтобы в чем-то преуспеть, надо быть дерзким. Вот сами попробуйте — и убедитесь в правоте этих слов.