Почему власть не реагирует на предательства высших офицеров ФСБ?
Несколько последних лет даже ко многому привыкшие россияне то и дело вздрагивали после извлечения очередного скелета из шкафа Следственного комитета России: взятки, связь с криминалитетом, заказные уголовные дела и прочие «шалости» высокопоставленных борцов с преступностью и коррупцией. Все эти разоблачения должны были убедить общество в искреннем намерении власти искоренить зло в самом зародыше. В большинстве таких эпизодов в роли неподкупных разоблачителей и защитников устоев выступали сотрудники ФСБ. Они ловили нечистых на руку чиновников в погонах и без, даже министра Улюкаева отправили на нары. Но вот настал черед ФСБ, и мы видим: чем круче спецслужба, тем больше взятки.
У полиционера Захарченко обнаружили 9 млрд рублей, и это был «рекорд». Но тут у недавно арестованных полковника ФСБ Кирилла Черкалина и его бывших коллег нашли еще больше — 12 млрд руб-лей. Кто больше? Как сообщили источники «Коммерсанта», знакомые с ходом следствия, офицеры состояли на службе в управлении «К» Службы экономической безопасности ФСБ и курировали борьбу с преступностью в банковской сфере. По версии следствия, которую озвучивают СМИ, офицеры добывали в Банке России, Минфине и других структурах (видимо, будучи прикомандированными туда «под крышу») информацию о возможных проверках и продавали ее руководству крупных банков. Да еще, видимо, заворачивали обращения ЦБ, требовавшего от правоохранителей провести проверки в проблемных банках.
Почему эта версия выглядит правдоподобной? Например, в отношении банка «Югра» ЦБ шесть раз обращался к правоохранителям. Да все бесполезно — банк был опустошен его менеджментом и владельцами. «Дыра» в капитале «Югры» составила 143 млрд рублей, а выплаты вкладчикам после отзыва лицензии — 170 млрд. И это лишь один банк... Судя по всему, «рыцари плаща и кинжала» далеко не бескорыстно прикрывали жуликов-банкиров в ущерб национальной и экономической безопасности, пока те воровали. И это уже не банальное взяточничество, хотя любая взятка наносит ущерб экономике. Это нечто посерьезнее. Это подрыв финансовой стабильности государства.
А в Сети ставят свой диагноз: налицо идейное разложение на самом верху. Мало кто верит, что поимка банды оборотней из ФСБ — это проявление системной борьбы с коррупцией. Обыватели пишут о зарвавшихся чиновниках, взявших не по чину, спорят о том, сколько же тогда берут генералы. Политологи рассуждают о грызне кланов накануне «транзита власти». Но более всего граждан поражает реакция властей: ее просто нет. В отсутствие «генерала от пиара» Владимира Маркина (если помните, бывшего официального представителя СКР) некому даже прочесть мораль. Объяснить обществу, как могло случиться, что те, кому доверено с оружием и спецсредствами в руках охранять экономические основы государства, эти основы наглым образом разрушают. Нет ни заявления ФСБ, ни комментария Кремля по поводу того, каким образом в рядах защитников безопасности страны завелась целая шайка «кротов». И, конечно же, никаких парламентских расследований и комиссий.
А ведь речь идет даже не об украденных миллиардах, хотя масштабы воровства и коррупции поражают. Люди в погонах, облеченные высочайшими полномочиями и доверием со стороны государства, покрывали мошенников, помогали им воровать сотни миллиардов и сами были в доле. А в результате лопались крупнейшие финансовые учреждения, падало доверие к банковской системе (и не только в России, но и за рубежом), Банк России вынужден был выделять триллионы на ее спасение, а вкладчики теряли свои кровные. И будто ничего не произошло, все наверху хранят молчание, а в телестудиях все так же продолжают обличать Трампа и полоскать украинское белье, не отвлекаясь на такие мелочи.
Вспомним характеристики беглого сотрудника ГРУ Скрипаля, публично озвученные главой государства: подонок, предатель. Да, предатель. Скрипаль получил от западных хозяев 100 тысяч долларов, жил на иностранные «пожертвования».
Но чем отличаются его 30 серебреников от этих сотен миллионов уворованных долларов? Лишь масштабом. И никакой реакции. Никто не подал в отставку, не уволен с треском. Никто не застрелился, не выдержав угрызений совести, сохраняя офицерскую честь.
Впрочем, при чем тут офицерская честь? Есть только жажда наживы и стремление монетизировать власть и полученную с использованием служебного положения информацию. Бизнес — и ничего личного. А моральное разложение — это так, сопутствующее обстоятельство.
Еще один недавний эпизод. Двое следователей ФСБ (один бывший, другой действующий) не побрезговали вымогать взятку у подследственного, обвиняемого в мошенничестве. Обвиняемый сумел пожаловаться на вымогателей в Управление собственной безопасности. Офицеров задержали «на деньгах». Позор несусветный. Но у тех, кто по праздникам так любит порассуждать о «горячем сердце и чистых руках», ни один мускул на лице не дрогнул. Видимо, стремление к наживе так въелось в эти «холодные головы», что они легко опускаются ниже жуликов, которых призваны ловить. Но разве это не предательство, не нарушение присяги?
Раз уж мы про предательство, напомню еще пару недавних эпизодов. В феврале нынешнего года по статье 275 УК РФ (госизмена) был осужден на 22 года строгого режима начальник отдела оперативного управления Центра информационной безопасности ФСБ Сергей Михайлов и трое его сообщников. Как утверждает «Коммерсантъ», старший офицер ФСБ и его подельники за 10 млн долларов раскрыли американским коллегам из Федерального бюро расследований детали работы компании ChronoPay некоего Павла Врублевского, которого в США называют киберпреступником номер один. Судя по всему, эти дела связаны с обвинениями США во вмешательстве в выборы со стороны России. Ведь один из фигурантов — майор ФСБ Дмитрий Докучаев — до сих пор находится в розыске по линии ФБР, которое обвиняет его в организации хакерской атаки на почтовые сервисы и государственные сайты США в 2015 году. Докучаев заочно приговорен к 146 годам лишения свободы. И снова ничего личного — только бизнес на предательстве?
Два офицера управления «М» ФСБ в свободное от борьбы с коррупцией в МВД, МЧС, Минюсте, ФСИН и ФССП и других госведомствах служебное время «отжимали» бизнесы у гражданских лиц на миллионы рублей. Можно сказать, мелочовка. Несколько крупнее, как утверждает обвинение из ФСБ и прокуратуры, черпали генералы СКР, которые, судя по попавшимся экс-начальнику московского главка СКР Дрыманову и генералу Никандрову, продавали службу и государство криминалу за миллионы долларов. Хотя эти люди назначались указом президента, никакого морального осуждения их поступков сверху мы не услышали, никто их подонками и предателями также не называл. Видимо, это уже и предательством не считают?
Можно, конечно, сказать, что «в семье не без урода» и прочее. Но что же это за семья, когда в ней столько уродов?