Корреспондент «Труда» побывала на одном из самых мощных в стране нефтяных комплексов —
— Когда в Москве после реконструкции открывали планетарий, я слышал, как с гордостью говорили, что площадь нового большого купола — 1 тысяча кв. метров. А площадь нашего резервуара для хранения нефти — 2,9 тысячи кв. метров. Чувствуете соотношение? — хитро улыбается Алексей Цараков, директор нефтебазы «Грушовая» ОАО «Черномортранснефть».Гигантские резервуары стоят друг за другом в рядок. Мозг вскипает от математических расчетов: кубометры, баррели, доллары. Если в одну емкость помещается около 49 тысяч кубов нефти, золотые получаются резервуары!
Таких перевалочных парков, как «Грушовая», в составе
В эти дни
С Алексеем Георгиевичем по узеньким ступеням поднимаемся на крышу одного из резервуаров на «Грушовой». С
— Крыша резервуара «ходит» по направляющей трубе и может опуститься вниз на несколько метров, как сейчас, — объясняет Алексей Цараков. — Открывшаяся стенка покрыта нефтью, она дышит, поэтому здесь чувствуется легкий запах.
Места вокруг живописные: Маркотхский хребет, на вершине которого построена «Грушовая», утопает в зелени. С адыгейского его название так и переводится — «ягодный» или «ежевичный». Хотя груш в окрестностях никогда не было, зато поблизости есть железнодорожная станция Грушевая и поселок с таким же названием — вот там и груши, и яблоки в изобилии.
На вершине хребта, кстати, ветра не такие коварные, как в Новороссийске. Местные жители шутят, что ветер у них 360 дней в году, а новороссийская бора (холодный северный ветер) — леденящая душу и тело визитка города. В феврале этого года студеные ветра с порывами до 100
— Здесь у нас поспокойнее, но если в Новороссийске беды можно ждать от
Разумеется, работать в условиях, когда порывы ветра достигают 25
От «Грушовой» нефтебазу «Шесхарис» отделяют 12 километров. Особенность соединяющего их трубопровода в том, что
Действующий нефтепровод между этими станциями был открыт еще в советские времена, и несмотря на то, что работает он без сбоев, в феврале прошлого года компания «Транснефть» начала строительство нового. Дело в том, что старый трубопровод требует ремонта, а в компании, посчитав, во сколько обойдется остановка «ветки», решили, что легче построить новый, запустить его и уже потом начать плановый ремонт. На сегодняшний день из запланированных 3280 метров строители прошли 2800. Объект уникален тем, что при проходке необходимо добиваться высочайшей точности — отклонения по всей длине тоннеля не должны превышать 55 миллиметров.
— Он должен быть прямым, как струна, чтобы при монтаже и натяжении трубопроводов не возникло проблем, — Валерий Кивлюк, заместитель генерального директора НПО «Мостовик», показывает на чертежах «стрелу» строящегося нефтепровода. — Если трубу нагреть, ее длина изменится. Так вот мы рассчитали эти удлинения, и после укладки трубопроводы растянут при помощи гидроцилиндров на эту длину и зафиксируют. А когда пойдет нефть, напряжение в трубе будут близко к нулю.
К «финишной точке» строители приближаются со скоростью примерно 400 метров в месяц и уже в июле планируют закончить проходку тоннеля. А вступить в строй он должен через год — летом
От нефтебазы «Шесхарис» до Новороссийского торгового порта рукой подать. Оба эти объекта — закрытая для посторонних глаз территория. Мы идем по причалу № 1, который по форме напоминает бумеранг и уходит в море почти на километр — здесь грузятся
— Процесс отгрузки, разумеется, автоматизирован. В диспетчерской набирается программа, которая определяет, какой трубопровод включается в работу, какие задвижки необходимо задействовать, и десятки других параметров, — Олег Евменчиков, директор нефтерайона «Шесхарис»
— Раньше одним из самых крупных потребителей была Куба — туда шла основная масса нефти, — вспоминает Олег Евменчиков. — В одной из кубинских промышленных провинций, Матанзасе, был построен такой же причал, который принимал
В советские времена Новороссийск был крупнейшим морским портом, а причал № 1 редко простаивал. По словам Олега Иосифовича, в год тогда отгружали до 54 млн тонн нефти. Сейчас объемы поменьше: до 42 млн тонн нефти и около 5 млн тонн нефтепродуктов, — но не потому, что нефть закончилась. Все дело в конкуренции — другие порты оттягивают потенциальных покупателей. Но, как и раньше, по прибытию танкеров можно сверять время. Это неудивительно, ведь система отлажена десятилетиями.
Раньше качество нефти определяла нефтебаза «Шесхарис», которая выдавала паспорт качества, и этого было достаточно покупателю. Сейчас требования и контроль намного жестче. Помимо сотрудников нефтебазы
Предприятия
Транспортные маршруты сходятся к морским терминалам в Новороссийске и Туапсе. Новороссийск имеет семь причалов для налива судов, в Туапсе их два.
«Хочешь экспортировать больше нефти, не забудь вложить средства в промышленную и экологическую безопасность», — это принцип «Транснефти». После многоступенчатой очистки в стоках остается лишь 0,05 миллиграмма на литр воды вредных выбросов. Это очень хорошие показатели, специалисты уверяют, что такую воду можно даже пить.