Эмир Кустурица положил глаз на «Елену»

В «Особом взгляде», втором по значению каннском конкурсе, спецприз жюри достался российскому режиссеру Андрею Звягинцеву за фильм «Елена»

Хотя картина, по мнению «Труда», была вполне достойна включения в главное соревнование.

Фильм взяли на фестиваль в последний момент и показали на закрытии программы. Российская группа приехала на премьеру, поэтому «наше» присутствие на награждении вышло наиболее представительным и едва не затмило двух обладателей главного приза, который поделили между корейцем Ким Ки Дуком и немцем Андреасом Дрезеном. По словам председателя жюри «Особого взгляда» Эмира Кустурицы, эта программа заметно приближается к основному конкурсу и по меньшей мере три картины могли быть отобраны для борьбы за «Золотую пальму». Какие именно, Кустурица не уточнил, но, вероятно, те, которые он премировал. «На наш суд были представлены как авторские работы, так и более коммерческие, — пояснил Эмир, два раза побеждавший в Каннах. — И мы легко выбрали те картины, в которых эти направления наилучшим образом сочетались».

«Елена» повествует об истории немолодой медсестры, вышедшей замуж за богатого пациента. Елена ведет себя во многом как домработница, пользующаяся благосклонностью хозяина. Звягинцев не оставляет у зрителя сомнений в том, что пожилую пару в исполнении Надежды Маркиной и Андрея Смирнова связывает нежное чувство, пусть и не всегда явное. Но и разделяет героев слишком многое. У Елены есть взрослый сын с замашками иждивенца.

Муж Елены помогать ее бедным родственникам отказывается не из жадности, но в педагогических целях, полагая, что здоровый мужик должен содержать семью сам. Богемная и не стесняющаяся в выражениях дочка богатого Елениного мужа тем временем вовсю пользуется деньгами папеньки. Чем героиня то и дело супруга попрекает. И отдает сыну хотя бы то, чем вправе распоряжаться, — свою пенсию. Заочное противостояние двух женских характеров — балованной дочки (великолепная Елена Лядова) и ее мачехи-плебейки — обостряется, когда муж и отец объявляет о намерении составить завещание. Вопрос жизни и смерти — и это потрясающий перевертыш — вдруг меняет полярность образов. Обнаруживается, что дочка, казавшаяся особой циничной, резкой и неприятной, на самом деле человек с принципами, с этическими понятиями и достойна симпатии.

А вот Елена, представлявшаяся заботливой, душевной и самоотверженной женой, матерью и бабушкой, обнажает довольно неприглядную сторону своей натуры: что-то из первобытности, инстинкт выживания любой ценой. И надо отдать ей должное: Елена добивается того, за что боролась. Семья сына, люмпены, если не сказать — быдло, экспроприирует элитное жилище олигарха, но смотрится при этом в нем примерно как революционный пролетарий в грязных галошах на дворцовом паркете. Бедность в этой картине, пожалуй, порок — вопреки пословице.

Каннские зрители несколько минут хлопали съемочной группе по окончании сеанса.

Жан Дюжарден, лучший актер фестиваля: «При любых технологиях будут востребованы живые актеры»

— Как может выразить себя артист, играя без слов?

— Языком тела. Я много работал над этим, когда занимался скетчами, комедией. Когда пародируешь, учишься подмечать жесты и манеры. «Артист» — это такой красавчик, Джордж Клуни, только клоун.

— А есть что-то от вашего характера в вашем герое?

— В нем много детского. Он не глупый, но довольно наивный. Жизнь вынуждает взрослеть. В моих персонажах много от меня, я за собой наблюдаю критически.

— Ваш герой, звезда немого кино, терпит крах из-за прихода звука. Развитие технологий, в частности 3D, не убьет роль актеров?

— Актеры останутся. Живые, настоящие. Они будут востребованы в любом формате.