ВЛАСТЬ *КОГДА ОДНИ НАСИЛУЮТ ДРУГИХ

Александр ЗИНОВЬЕВ
Родился 29 октября 1922 года под Костромой. В 1939 году поступил в

Александр ЗИНОВЬЕВ
Родился 29 октября 1922 года под Костромой. В 1939 году поступил в Московский институт истории, философии и литературы (МИФЛИ). За выступление против Сталина был исключен из комсомола и из института, арестован, бежал. С 1940 по 1946 год - в армии. На фронте был летчиком штурмовой авиации. После войны окончил аспирантуру МГУ им. Ломоносова, работал в Институте философии АН СССР, профессор МГУ. В 1978 году за публикацию своих книг на Западе выслан из СССР. До июля 1999 года жил в Германии, читал лекции в университетах Европы и Америки. Опубликовал свыше 30 книг, более чем на 20 языках мира. После восстановления его в гражданстве Зиновьев в 1999 году вместе с семьей вернулся в Россию.
О СОВЕТСКИХ ДИССИДЕНТАХ
В эмиграции Солженицын и его окружение относились ко мне крайне враждебно. Я появился на Западе неожиданно для всей эмиграции, но не был и не стал диссидентом. Одни меня зачислили в русофобы, другие - в антисемиты. Третьи говорили, что я агент КГБ. Но главная причина враждебности заключалась в моих работах, где я развивал взгляды, выходящие за рамки диссидентских идей.
"Русская мысль", "Новое русское слово" давали сплошные негативные рецензии на мои книги. "Новое русское слово" в трех номерах печатало разгромные статьи и тщилось доказать, что Зиновьев не ученый и не писатель. Три номера мне посвятили, пытаясь убедить читателя, что я - ничто. Смешно это все было.
О МАРКСИЗМЕ
Еще в средней школе я отказался от марксистских воззрений. И, прежде всего, отбросил концепцию общественно-экономического базиса.
Был в истории человечества период, когда складывался, формировался капитализм, и тогда экономика действительно играла огромную роль. Сейчас такого капитализма уже нет. Если вы возьмете сегодняшнюю Россию, то нынешний рабочий класс составляет меньшую долю, чем, например, охранники - больше миллиона здоровых молодых людей.
Во всех моих книгах, в которых я описываю и советскую систему, и западную, и постсоветскую, сначала речь идет о системе власти и управления и только потом - экономика с идеологией.
Власть - это когда одни люди насилуют других, заставляя поступать их определенным образом. В исходном пункте - это управляющий орган, способный заставлять людей жить и действовать так, как требуется тем, кто управляет. Но это обыденное, а не научное понятие.
О КОНТРРЕВОЛЮЦИИ1991 ГОДА
Больше полувека шла холодная война. За 50 лет противники сумели деморализовать советскую идеологию. В страну протаскивались сугубо разрушительные идеи. Люди утратили веру в идеалы марксизма.
И одновременно в сознание людей вдалбливались якобы прогрессивные антикоммунистические мыслишки. Для этого только в США работало более 300 идеологических диверсионных центров. Нашлись и люди, которые деструктивные процессы в России возглавили и провели. Но все эти ельцины и прочие, которые были с ним, функционировали как марионетки Запада.
ПОЧЕМУ НАС ПО-ПРЕЖНЕМУ БОЯТСЯ
Мы вернулись в болото. Отношение к нашей стране то же. На Западе не успокоятся до тех пор, пока от России ничего не останется. Нас все равно рассматривают как потенциальных врагов.
На эту тему я беседовал с нашими "заклятыми друзьями". Один иностранный советолог мне сказал, что им страшна не наша армия и не наша экономика. Больше всего они боятся, что мы, русские, заполоним мир своими гениальными математиками, писателями, учеными, деятелями культуры.
Конкуренция в интеллектуальной сфере более мощная, чем в экономике. То, что было у нас открыто в советские годы, беззастенчиво крадется. Они боятся нашего разума.
О РЕФОРМАХ В РОССИИ
Нужно понять сущность той социальной системы, которая сложилась в современной России. В значительной степени она является показной, можно сказать, имитационной. Есть на Западе гражданские общества? Давайте и у нас будем создавать. На Западе правит президент - и у нас он должен быть. Система управления скопирована с западной.
Особенность этой системы - перманентный реформизм идей. Выдвигаются разные программы. Но ведь они все пустяковые или разрушительные.
Вот реформа образования на что направлена? Разрушить то, что осталось от советской системы и низвести систему образования до самого жалкого уровня.
Провозгласили грандиозную программу - повысим оплату труда учителям, но только классным руководителям. И все серьезно обсуждается в правительстве, выдается за национальную стратегию, хотя на самом деле подобные принимаются на областном уровне. Много шума, а по существу что происходит?
НА ЧТО СПОСОБНА СИСТЕМА?
Нынешняя система будет существовать хоть тысячу лет. Но поднять Россию на уровень исторически значимого государства она не в состоянии.
Идет мировая игра. Президенты разных стран встречаются с нашим руководством, похлопывают друг дружку по плечу, в обнимку постоять могут. Но в своих действиях они плюют на нашу страну.
Вот что надо четко различать. Действия властей страны - имитационные. Говорят, что мы находимся на экономическом подъеме. На каком? Это подъем в сфере условных денег. Все это сочетается с тем, что рушится хозяйство, нищает и вымирает население. Такую систему создавали люди, которые манипулировали российскими строителями нового общества. И манипулировали с таким расчетом, чтобы Россия не поднялась.
Разве американцы будут радоваться, если Россия станет снова мощной державой? Они сделали свое дело, добились того, чего хотели.
О ПОБЕДИТЕЛЯХВ "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЕ"
Последствия для мира, для тех же американцев, думаю, будут неприятные. Но когда? К тому времени от нас ничего не останется.
Нам нужно думать о дне сегодняшнем и о наших детях. А нам подбрасывают новые идейки: что вы, мол, горюете. Миграция решит ваши проблемы демографии. Чему нам радоваться? Что мы, русские, исчезнем и сюда придут другие народы?
Русские уже не могут удержать такую территорию. Китай может нам дать 200 миллионов человек. Они придут, но от русских ничего не останется. Процесс уже идет, но пока еще есть сопротивление. В перспективе существует угроза, что этнические русские совсем исчезнут.
Мы должны сохранять свое достоинство. Хоть какое-то сопротивление оказывать. Чтобы страна сохранила суверенитет, то есть способность существовать независимо, она должна иметь достаточно большое население. А у нас те, что еще живут, больше половины - больные. 10 - 20 лет - и от русских останется миллионов 50, а то и того меньше. А населения должно быть не меньше 200 миллионов, чтобы устоять в современном мире.
О ПАТРИОТИЗМЕ
Не люблю слова "патриот". Я русский, принадлежу к этому народу. И знаю: вместе с гибелью русского народа погибну и я. Ни о какой любви тут речи не идет. Все гораздо глубже.
Чернышевский говорил о русских: "Рабы все, сверху донизу". Что, он не любил русских людей? Да он был глубоко русским человеком!
Патриотизм - это пустышка.
Я пережил всю войну, видел русских в самом ее начале, когда на одного Александра Матросова приходилась тысяча трусов. Видел, как без боя сдавались вооруженные люди. Русский народ сыграл огромную роль в победе в войне, но его заставили это сделать всей социальной организацией, жесточайшей дисциплиной, террором. Если бы возобладала либеральная позиция - мол, не надо зря проливать кровь солдатскую - все, проиграли бы войну.
Когда говорят "патриотизм" - уходят от проблем. Я знаю и достоинства русских людей, и их недостатки. Такого холуйства, как у русских, ни у кого нет. Такого преклонения перед иностранным - тоже. Такой ненависти и зависти к своим выдающимся соотечественникам и талантам. И это не все.
Но есть у русского человека и замечательные качества, которыми он отличается от представителей других национальностей.
О НАРОДЕ
От типа человеческого материала многое зависит. Революция и строительство социализма были бы невозможны с другим народом. Потому что трудности и жертвы, которые были в этот период русской истории, ни один народ в мире не вынес бы.
С молниеносной быстротой безграмотный народ стал грамотным и самым ученым в мире. Почти сразу появились прекрасные инженеры, ученые, врачи и т.д.
Но те же русские и пальцем не шевельнули, чтобы защитить советскую систему. Даже подталкивали ее к пропасти. Если бы на месте русских были немцы, французы или другие народы, они не допустили бы такого грабежа страны.
О СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА
За счет чего страна живет? Паразитируем на нефти и газе. В советские годы население имело такую социальную структуру - более 80% было социально полезным. То есть что-то производило, обслуживало. Это были учителя, врачи, рабочие, высококвалифицированные инженеры и техники, служащие, офицеры. Даже пенсионеры - подавляющее большинство были социально полезны. Они воспитывали детей тех, кто работал на производстве.
Что сейчас? Меньше 20% является социально активным слоем, а больше 80% - бесполезны.
О ВРЕМЕНИ РЕАКЦИИ
Сейчас доминирует западный мир, ликует частная собственность. Но я бы назвал это агонией, злобной агонией частной собственности. Долго так продолжаться не может. На Западе зреет недовольство. Огромное количество людей настроено против такого мироустройства. Когда-то мир взорвется, но в обозримом будущем у коммунизма шансов на реанимацию никаких нет. Должны появиться новые идеи.
Перелом наступит в середине века. Сейчас замкнутая локальная революция невозможна. Представьте себе - что-то пытаются предпринять в России. Что в ответ? Сразу и немедленно - интервенция. Да и русские никаких революционеров поддерживать не будут, они деморализованы.
Даже если сегодня начнется война с НАТО и противники захотят ввести в Россию войска, наши ни одного выстрела не сделают. Нынешние правители не позволят. Капитуляция уже состоялась.
Идеи антисобственнические, коммунистические, как они звучали у Мора, Кампанеллы, все равно остаются актуальными. Когда-нибудь они снова возродятся.
КАКУЮ РОССИЮМЫ ПОТЕРЯЛИ
Я жил в нищете. Первый раз спал на отдельной кровати в тюрьме на Лубянке, в 1939 году. Первый раз в жизни я тогда получал трехразовое питание. Меня в моей стране не жаловали. Все время преследовали. Кажется, имею право радоваться, что рухнула эта система. Но если бы мне пришлось жить заново, я все равно выбрал бы тот строй.
Мы уже почувствовали себя свободными людьми, имеющими какое-то значение. Несмотря ни на что. Мир был наш, он нам принадлежал.
Когда-то я ехал по дороге прекрасной Швейцарии. Красота необыкновенная. Но даже шаг в сторону сделать нельзя - проволочное ограждение, частная собственность. Когда насмотрелся я на это, понял, что мы потеряли. Государство может угнетать, это правда. Но советское государство не оскорбляло. А частный хозяин? Я на своей шкуре понял, что это такое...
Записал