- Устроила Витю в очередную школу в 4-й класс. Пришли вместе на урок, - рассказывает об одном из вундеркиндов ведущий специалист России по детской одаренности, профессор факультета психологии МГУ, доктор наук Диана Борисовна БОГОЯВЛИНСКАЯ. - Учитель объясняет понятие "множество": "Множество звезд на небе и множество учеников в классе". Мой подопечный встает и перебивает: "Ваш пример некорректен, потому что на небе бесконечное множество звезд, а в классе конечное множество учеников". Кто такое будет терпеть от ученика? Поэтому мы поменяли с десяток школ. И везде одно и то же: дети необычного ребенка бьют, а учителя руками машут - забирайте.
Проблемы одаренных детей, полагает Диана Борисовна, не в гениальности, но сопутствующих ей качествах. Например, в непонимании дистанции между детьми и взрослыми. Яркая одаренность, говорит она, нередко бывает следствием аномального развития и тянет за собой серьезные нарушения от нейро до психо.
Хотя единого отношения к одаренным детям среди ученых нет. Ряд специалистов считают вундеркиндов надеждой человечества, а несогласных с этим психологов - косными, неспособными понять природу гениальности людьми. Другие, напротив, опираясь на конфликтность и гиперактивность подрастающих гениев, полагают их патологической выборкой и готовы смирить выдающиеся качества детей таблетками.
К первой группе относятся два ведущих западных психолога, изучающих детскую одаренность: Лета Холлингзуорт и Джон Уитмор. Холлингзуорт выделяет 5 основных качеств вундеркиндов.
1. Неприязнь к школе из-за того, что стандартный учебный план скучен. 2. Изоляция, поскольку игры сверстников не интересны ему. 3. Нонконформизм - одаренные дети не мирятся с принятыми требованиями, которые кажутся им бессмысленными. 4. Серьезное отношение к вопросам религии и философии. 5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.
Этот список принято дополнять 4 качествами, открытыми Джоном Уитмором.
1. Перфекционизм - в том, что для них важно, они пытаются достичь совершенства. 2. Низкая самооценка - планку ставят слишком высоко, не могут ее взять, из-за этого чувствуют неадекватность. 3. Уязвимость - воспринимают случайные слова, жесты и мимику окружающих как проявление неприятия к себе. Реагируют на разного рода раздражители и стимулы, из-за этого считаются слишком активными и рассеянными. 4. Нетерпимость - к отстающим от них в интеллектуальном развитии детям и взрослым недостаточно лояльны.
Словно подытоживая опыт западных коллег, преподаватель центральной российской школы-интерната для одаренных детей при МГУ (школы А. Н. Колмогорова) доцент Загорский говорит: "Опираясь на свой опыт считаю, что работать с одаренными детьми сложнее, чем с детьми из трудных семей". Сложнее, уверен доцент Загорский, из-за трех основных проблем.
"Юные дарования" постоянно стремятся прервать собеседника. Часто поправляют взрослых. Издевательски высмеивают окружающих в ответ на кажущуюся или явную обиду.
Понимая, как тонко чувствуют мир одаренные дети, Лета Холлингзуорт писала: "Много реформаторов погибло от рук толпы, которую они хотели просветить. Высокоодаренный ребенок должен научиться воспринимать глупцов терпеливо - не злорадствуя, не гневаясь, не отчаиваясь, не плача. С пониманием, что ничего нельзя исправить".
Итак, вундеркиндов трудно любить (если это не твой сын). Но общество станет беднее, если личностям одаренных детей не давать развернуться. Без них не будет у нас новых Циолковских и Рахманиновых или будет гораздо меньше. Ведь нам не важно, что Пушкин был гипоманиакальным психопатом; Лермонтов ненавидел людей; Ломоносов страстно любил горькую; Чайковский соблазнял юношей, а Достоевский проигрывал деньги в рулетку. Для нас главное, что эти люди сделали для своей страны. Поэтому стоит сделать усилие и прощать одаренным детям их интеллект и высокомерность. Сделать это трудно не только в России, но и на демократичном Западе. Чтобы соотечественники смогли правильнее относиться к одаренным детям, европейские и американские социологи придумали и распространили миф о "детях индиго".
Созданная легенда намекает на инопланетное происхождение и описывает неземные особенности некоторых детей. Считается, что они сразу после рождения смотрят на мир взрослыми глазами. К счастью, это невозможно проверить 10 - 12 лет спустя, когда перед родителями ставится вопрос одаренности их ребенка. А в качестве инструментов для воспитания детей-индиго рекомендуется использовать терпение и осторожность. Словно это дети из космоса, родителями которых мы стали по счастливой случайности. И ничего, миф работает и даже приобретает все большую популярность.
Относительно же земных, не космических одаренных детей доцент Загорский пишет: "Одаренность сопровождается обостренным чувством справедливости, перерастающим в максимализм. Сила восприятия одаренных детей доходит почти до чтения мыслей. Поэтому важнейшее требование к родителям и учителям таких детей - всегда быть честными с ними".
На вопрос, учиться вундеркиндам в обычной школе или искать специальную школу для одаренных, однозначного ответа снова нет. "Когда одаренный ребенок уходит из простой средней школы, - говорит профессор Богоявлинская, - средняя успеваемость его старого класса снижается. Но снижается и уровень успеваемости самого ребенка, потому что в специальном классе часто бывает высокая конкуренция".
Именно конкуренция плохо влияет на одаренных детей. Для правильного развития они должны быть увлечены процессом, а не результатом. Пример: дети, постоянно участвующие в предметных олимпиадах и доходящие до уровня страны или международных олимпиад, как правило, не вырастают в серьезных ученых или гуманитариев. Причина - однобокость развития. При огромной мотивации на победу эти дети развивают в себе всего 2 - 3 качества из минимум 15 необходимых взрослому человеку.
И все-таки что делать? Разумнее всего искать хорошую спецшколу, где педагоги уделят столько же внимания гармоническому развитию одаренных детей, сколько и профильному предмету. И еще, стоит до поры смирять соревновательный пыл своего вундеркинда, если уж он у вас родился. "Ни один серьезный учитель музыки, - продолжает профессор, - не выпустит на сцену талантливого ребенка, не созревшего как личность. Звезды часто гаснут в атмосфере преувеличенного восторга и тщеславия. Даром, что и физтех, и музыкальные училища столицы ищут своих вундеркиндов в глубинке".
Последний вопрос: какое будущее ожидает одаренного ребенка? Нелегкое! Ни их обостренная чувствительность, ни протест к несправедливости с возрастом не пропадают.