По словам военных, на сегодня мы имеем менее 300 альтернативщиков в год примерно на четверть миллиона призывников. Гора родила мышь. А сколько копий сломано, сколько произнесено пламенных речей в парламенте и на митингах! Можно утверждать: альтернативная гражданская служба не стала социально значимым институтом. Это признают даже ее горячие сторонники из Всероссийской коалиции общественных объединений "За демократическую АГС".
Получается, что озвученная почтовиками цифра - 8 тысяч человек - просто грандиозная. Учитывая, что и так в Российской армии служить скоро будет некому: около 40 процентов нынешних молодых людей призывного возраста негодны к службе по состоянию здоровья, а 50 процентов имеют ограничения.
К слову сказать, Федеральная служба занятости сегодня готова предоставить альтернативщикам 5700 рабочих мест. Но и на них особого спроса не видно.
В Генеральном штабе, куда мы позвонили, чтобы узнать реакцию военных, об инициативе почтовиков еще ничего не знают и только плечами пожимают. Как сказал корреспонденту "Труда" один довольно высокопоставленный чин из этого ведомства, в такой ситуации не знаешь, то ли смеяться, то ли плакать.
- О каких 8 тысячах альтернативщиков-почтовиков может идти речь? - возмутился собеседник. - Нам бы весенний призыв обеспечить, это ведь 133 тысячи 500 человек. К тому же в связи с новыми сроками службы "круговорот" призывников будет как на карусели. Новобранцам этого года предстоит провести в казармах по полтора года. Со следующего перейдем на годичное прохождение воинской службы, и тогда прибавится головной боли.
Сами же работники Почты России настроены весьма оптимистично. По их мнению, они вполне в силах отобрать у армии 8 тысяч человек. Например, в Москве молодые люди смогут проходить гражданскую службу в 28 почтовых филиалах.
- Мы готовы предложить работу оператора, почтальона и сортировщика, - заявили нам в пресс-службе Почты России. - И нас не очень волнует, сколько в год бывает альтернативщиков. Главное, нам надо решить кадровый вопрос. Ведь мы действительно можем предоставить такие рабочие места и платить зарплату - нам люди нужны.
И действительно на почте солдатиков ждут. Когда корреспондент "Труда" задал вопрос в одном из столичных почтовых отделений, в курсе ли работники, что к ним могут пожаловать новобранцы, то реакция сотрудниц была весьма бурной.
- К нам на службу молодых парней? Девчонки, слышь! У нас молодежь будет службу альтернативную проходить!
"Девчонки", в возрасте слегка за сорок и старше, заулыбались:
- Наконец-то, а то все обещают, обещают. Ну, теперь родная армия на помощь придет.
Новость, сообщенная сотрудникам одного из отделений московской почты, была принята на ура. Моментально началось обсуждение повышения рождаемости в стране и поднятие престижа работы на почте - вон, сколько парней у нас будет, а за ними и девчонки потянутся.
На самом деле в любой шутке есть доля правды. Как ни банальна и проста кажется работа на почте, на самом деле все не так просто. Есть такие места, где работают хрупкие женщины, а выполняют такие объемы, что и не каждый мужик осилит. Тем более не за самые высокие зарплаты.
- Нужны нам парни, - уже без смеха делится почтальонша. - Посылки-то не так просто ворочать. Они иногда очень тяжелыми бывают. Да и мешок писем попробуй-ка подними. Бумага - вещь легкая, но когда ее много - очень тяжело.
Особенно это относится к сортировочным пунктам, кои есть в каждом крупном городе. Несмотря на развитие мобильной связи и электронных писем, на почте до сих пор работы хватает: газеты, журналы, телеграммы, письма. И все это очень часто ложится на хрупкие женские плечи. К сожалению, почтальонам платят маленькие зарплаты. А в день почтальон с сумкой в пять-десять килограммов проходит несколько десятков километров. Такие тренировки молодежи как раз на пользу.
- Будем ждать с удовольствием, - прощаются почтальоны. - Так и передайте призывникам: пускай идут служить на нашу почту. Давно пора!
А теперь предположим, что примеру почтовиков последовали рынки, с которых изгнали южан и азиатов. Там тоже ведь нужны рабочие места. Или доярки в животноводческих комплексах. Это уже не говоря о романтических профессиях проводников на поездах. Пока же альтернативщиков больше всего используют в здравоохранении и социальной сфере.
Тем не менее в Министерстве обороны, невзлюбившем АГС с самого начала, уверены, что в ближайшей перспективе ожидается снижение желающих проходить альтернативную службу. Данные 2006 года версию военных подтверждают: подано всего 319 заявлений, 275 из них удовлетворено.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Закон об альтернативной гражданской службе был принят 1 января 2004 года, но такая практика существовала еще со времен Екатерины Великой, которая предоставила менонитам (членам одной из ветвей протестантской церкви) возможность служить в лесных командах, пожарных отрядах, мастерских морского ведомства. Таким образом, Россия была первым государством, в котором возникла альтернативная служба. Затем законы о военной службе становились все более жесткими, хотя альтернативная служба признавалась и в царский период, и в эпоху становления советской системы в 30-х годах прошлого века. В постсоветской России на принятие закона понадобилось 10 лет.