МОСКОВСКИХ ОКОН НЕГАСИМЫЙ СВЕТ

В апреле 2005 года в результате реорганизацииОАО "Мосэнерго" его филиал "Московская кабельная сеть" - предприятие с более чем вековой историей - было преобразовано в открытое акционерное общество "Московская городская электросетевая компания" (МГЭсК). Реорганизация была осуществлена в рамках проводимой РАО "ЕЭС России" реформы электроэнергетической отрасли страны. Основной вид деятельности новой компании - передача (транспортировка)и распределение электроэнергии потребителям столицы. Кроме того, компания занимается эксплуатацией, ремонтом, развитием и реконструкцией электросетей. Сегодня зона обслуживания МГЭсК охватывает около 60 тысяч километров кабельных линий, более 14 тысяч трансформаторных подстанций, более 2 тысяч распределительных подстанций.В эксплуатации компании находятся электросети напряжением 0,4-20 киловольт (кВ) на территории Москвы, по которым осуществляется электроснабжение жилых и общественных зданий, объектов городского хозяйства, электротранспорта, промышленных и коммерческих предприятий, а также несколько кабельных линий напряжением 35 кВ.

Москвичи после долгой и холодной зимы наконец дождались тепла. А пока они с удовольствием греются на весеннем солнце, энергетики начинают готовиться к зимнему сезону. При этом всех волнует, оправдается ли самый мрачный прогноз, согласно которому столица может остаться без света. О том, что на самом деле ждет жителей мегаполиса грядущей зимой, рассказывает заместитель генерального директора ОАО "МУЭК" по ОАО "Московская городская электросетевая компания" Виктор ШАПОВАЛ:
- Чем была вызвана необходимость выделения компании из "Мосэнерго"?
- Реформа электроэнергетики, проводимая правительством РФ, как известно, предполагает разделение монопольного и рыночного сектора отрасли. В нашем случае компания вышла из подчинения "Мосэнерго" и теперь находится, что называется, в свободном плавании. Если генерирующие и сбытовые компании могут работать в конкурентной среде, то электросети относятся к монопольному сектору.
- А кто в итоге выиграет от всех задуманных перемен?
- С точки зрения координации и старых привычек работать стало сложнее. Теперь РАО "ЕЭС России" осуществляет только корпоративное управление, а мы работаем со всеми нашими коллегами на договорных началах, т.е. за "живые" деньги. Зато сегодня сетевой комплекс перестал быть пасынком в энергохозяйстве столицы, которому всегда не хватало денег. Ведь, случись зимой авария на теплотрассе, все понимают, что она гораздо серьезнее скажется на потребителях, чем повреждение кабеля или воздушной линии, на ее устранение всегда найдутся средства, а сети же финансировались по остаточному принципу. В результате мы всегда экономили, не хватало средств на развитие, реконструкцию сетей. Практика постоянного недофинансирования приводила к старению сетей и трансформаторных подстанций. Теперь нам не приходится выпрашивать деньги, мы в состоянии заработать их самостоятельно и вкладывать в замену устаревшего оборудования, в развитие сетевого комплекса. А с потребителями работает энергосбытовая компания, которая рассчитывается с нами по договору в полном объеме. Иными словами, каждый теперь отвечает за свой участок работы и считает только свои деньги.
- Минувшей зимой в Москве только и говорили, что город вот-вот останется без света. Насколько обоснованны эти слухи?
- Мы действительно с большим напряжением пережили прошедшую зиму, которая была запредельной и по низким температурам, и по их продолжительности. Не хватало тепла, и москвичи разом включили электронагреватели. Все проблемы нашего жилищно-коммунального хозяйства, начиная от неутепленных подъездов и заканчивая старыми рамами, решались за счет дополнительного электроотопления. Вот и произошел максимальный скачок нагрузок в бытовом секторе. Выйти с честью из практически чрезвычайной ситуации удалось лишь благодаря совместной и очень слаженной работе РАО ЕЭС и городских властей. При этом надо отметить, что, с учетом введенных в январе ограничений, мы прошли почти по самой критической точке. А могло быть и хуже, когда начинаются неконтролируемые отключения электроэнергии и под них попадают не только промышленные предприятия, но и жизненно важные объекты, такие как больницы, школы, детские сады, водопровод, канализация. Самыми тяжелыми могли быть последствия по восстановлению электроснабжения. Но энергетики справились с тяжелейшей ситуацией. Однако проблемы пока остаются.
При этом недостаток московских генерирующих мощностей компенсируется подключением к системе резервов соседних областей, в частности Калининской АЭС. С учетом такого развития событий большой объем работ по обеспечению возможности передачи дополнительной мощности городу, улучшению пропускной способности сетей проводит сегодня Федеральная сетевая компания. Наша компания не отстает от коллег и инвестирует средства в строительство и реконструкцию электросетей города с тем, чтобы оперативно обеспечить доставку электроэнергии потребителям Москвы.
- Какова на самом деле глубина проблем, связанных с износом электросетевого хозяйства столицы?
- Эта проблема есть, она достаточно острая, но я бы не стал излишне драматизировать ситуацию, преувеличивая степень изношенности электросетей, а тем более называть ее критической. На сегодняшний день износ кабельных сетей составляет 51 процент (это когда кабель отработал более 25 лет). Трансформаторные подстанции выработали свой ресурс на 53 процента. Все это хозяйство надо менять в три раза быстрее, чем ранее. Вся беда в том, что на выработавшее свой срок оборудование не начисляется амортизация, мы не получаем денег на его замену. Выйти из этого положения можно только при помощи дополнительного финансирования, и здесь, будучи монопольным сектором, мы рассчитываем на финансовую поддержку государства.
- Вы работали в разных регионах России, а потому можете сравнивать ситуацию в московской компании с общероссийским состоянием дел. В чью пользу счет?
- Не могу сказать, что столица здесь находится в более выгодном положении. С точки зрения обращения финансов все очень хорошо, чего не скажешь о состоянии сетей, которым внимания уделялось явно не достаточно. А все потому, что исторически "Мосэнерго" нацеливалось на перспективу роста энергетических мощностей, а вопросы транспортировки этих мощностей всегда отходили на второй план.
- Сколько денег необходимо для решения проблемы ликвидации старения электросетевого хозяйства столицы?
- Если не считать подключения новых потребителей энергии, то в 2006 году мы планируем затратить на инвестиционную программу 2,3 млрд. рублей. А чтобы закрыть всю потребность в финансировании, нам предстоит привлечь еще 3 млрд. рублей. Надеемся полностью решить эту проблему в 2008 году, когда на обновление основных фондов планируются затраты более 8 млрд. рублей.
- Специфика сетевого бизнеса такова, что вы не можете самостоятельно повышать тарифы. Откуда добудете средства?
- На этот счет существует правительственное постановление, которое предусматривает плату за технологическое подключение к энергоисточнику. За каждый вводимый в Москве кВт его потребителю предстоит оплачивать заявленную мощность.
- Смогут ли частные инвесторы с выгодой для себя вкладывать деньги в деятельность компании?
- Несмотря на монопольный характер компании, она остается акционерным обществом, в рамках которого частный бизнес чувствует себя вполне комфортно. К тому же этот сектор является регулируемым, а значит, априори не может быть убыточным. Для частного бизнеса такая гарантия дорогого стоит даже при том, что государству в нашем случае будет принадлежать 75 процентов акций компании.
- Говорят, что промышленность Москвы сегодня не имеет возможности расширять мощности электроснабжения. Так ли это?
- Подключение новых потребителей действительно затруднено. Поэтому принята трехлетняя программа увеличения производства электроэнергии в столичном регионе. Сейчас даже город на свои деньги строит новые подстанции. За это время будут введены в строй новые объекты генерации и сетевого хозяйства. Причем основное внимание будет уделяться развитию транспорта электроэнергии. Существуют резервы на Калининской АЭС и Конаковской ГРЭС. Но чтобы эту "лишнюю" энергию перебросить именно в Москву, надо прокладывать сети, увеличивать их пропускную способность. Так что столичная индустрия не останется на голодном пайке.
- А столичные власти помогают решать отраслевые проблемы?
- Надо отметить, что в тяжелый момент прохождения экстремально низких температур этой зимой руководство Москвы и РАО ЕЭС действовали рука об руку. Благодаря этой совместной конструктивной работе, собственно, мы и прошли минувшую зиму без серьезных сбоев.
Сказать, что городские власти просто выделяют деньги, неправильно. Они выступают сегодня инвестором по строительству, строят новые центры питания, что помогает снимать остроту проблем в энергообеспечении города. Есть понимание, что в одиночку энергетики не в состоянии резко изменить ситуацию, поэтому работа идет в двух направлениях. Руководство города постоянно держит на контроле вопросы обеспечения и строительства источников энергоснабжения, жестко спрашивает и с подрядчиков, и с заказчиков. Очень большие сложности вызывает получение согласований в Москве (я имею в виду вопросы согласования трасс, площадок). Мы видим, что особенно в центре города очень сложная ситуация. Без активного участия столичных властей в этой работе сами энергетики лет 10 ходили бы, чтобы получить необходимые согласования. Сейчас же все эти вопросы решаются оперативно.
- Сколько средств вам необходимо для кардинального улучшения работы электросетей и хватит ли запланированных денег на жизнь?
- Лишних денег вообще не бывает - чем их больше, тем лучше. А вообще мы намерены в дальнейшем инвестировать в развитие производства около 8-9 млрд. рублей в год. Наши коллеги по отрасли тоже активно проводят инвестиционную политику, объемы средств, направленных на новое строительство и развитие, увеличились в несколько раз. Ведь только в этом случае мы можем рассчитывать на то, что ситуация, которая произошла 25 мая 2005 г., больше не повторится. Она ведь случилась совсем не вдруг, а потому что отрасль целое десятилетие жила на старом запасе, почти без "живых" денег. Если бы менеджмент РАО ЕЭС не настоял на своем и не добился прекращения пагубной практики взаимозачетов и бартера, то Россия вообще могла потерять стратегическую отрасль. Я помню, как громко кричали наши критики, что мы оставим страну без электроэнергии, что денег ни у кого нет. А в итоге и деньги нашлись, и нам удалось сохранить энергетику без больших потерь.
Совместными усилиями мы должны продолжить работу по улучшению надежности и безопасности энергоснабжения потребителей, что позволит нам успешно и уверенно справляться с любыми холодами и нагрузками.
ИЗ ДОСЬЕ "ТРУДА":
ШАПОВАЛ Виктор Андреевич в 1973 году закончил Ивановский энергетический институт им. В.И. Ленина по специальности автоматизация производства и распределения электроэнергии.
В энергетической отрасли России с 1973 года, где начинал трудовую биографию инженером центральной службы релейной защиты в "Пенза-энерго".
С 1997 по ноябрь 2005 года занимал должность генерального директора ОАО "Тверь-энерго".
С ноября 2005 года исполняющий обязанности генерального директора ОАО "Московская городская электросетевая компания".
С апреля 2006 года в связи с передачей полномочий единоличного исполнительного органа ОАО "Московская городская электросетевая компания" открытому акционерному обществу "МУЭК" (Московская управляющая энергосетевая компания") приступил к исполнению обязанностей заместителя генерального директора ОАО "МУЭК" по ОАО "Московская городская электросетевая компания.
Беседу вел