НА ТОЙ ВОЙНЕ НЕГРОМКОЙ

На разбитой грузовикамии давно не ремонтируемой центральной площади Луанды, которую обычнос рассвета оккупируют нищие и безработные ангольцы, чудом сохранился обелиск Неизвестному солдату. Африканцам, уже успевшим позабыть ужасы гражданской войны,он не представляет интереса. Но каждый раз они удивляются, когдау памятного знака заезжие русские кладут красные гвоздики и плачут... Кого сегодня интересуют события 30-летней давности - борьба двух сверхдержав за третий мир, попытки советского руководства экспортировать социализм в Африку? Однако когда видишь, сколько молодых людей пришло на выставку, посвященную малоизвестным подробностям участия советских военнослужащих в вооруженном конфликте в 1975 - 1991 годах на юге Африки, понимаешь, что им небезразлична судьба Отечества.

Название выставки, открывшейся вчера в Государственном центральном музее современной истории в центре Москвы, "... И кровью российской Анголы земля не алела?" выбрано не случайно. Это строки из стихотворения военного переводчика Александра Поливина. Позже эти слова положат на музыку, и песня станет своеобразным гимном советских военных советников и переводчиков в Анголе. Эти стихи были написаны в сердце Африки, в районе ожесточенных боев вокруг "ангольского Сталинграда" - города Куиту-Куанавале. Его окрестности в 1988 году превратились в настоящее поле битвы между анголо-кубинскими и южноафриканскими войсками с участием сотен танков и БТР, десятков боевых самолетов и вертолетов.
О том, что в боях под Куиту-Куанавале сражались и гибли наши военнослужащие, в советских газетах никогда не писали. Более того, в 1989 году советский МИД, отбиваясь от обвинений западного сообщества, официально заявил, что "советские военные советники в боевых действиях за рубежом не участвуют".
- Масштабы вовлечения СССР в ангольский конфликт до сих пор тайна за семью печатями, как и точные данные о погибших в этой войне, - сказал в беседе с корреспондентом "Труда" председатель российского Союза ветеранов Анголы, организатор столь необычной экспозиции полковник Вадим Сагачко. - Официально считается, что в Анголе в ходе боевых действий погибли и умерли 54 советских гражданина, в том числе 45 офицеров, 5 прапорщиков, 2 солдата срочной службы и двое служащих. За этот период были ранены 10 человек. По нашим же подсчетам, через Анголу прошло не менее 30 тысяч советских военнослужащих. А были еще и гражданские специалисты, которые работали на местную армию - ФАПЛА. И они также гибли и попадали в плен к вооруженной оппозиции.
Главная трудность, по словам Сагачко, заключается в том, что по прошествии более чем тридцати лет многие советские военнослужащие не могут доказать, что воевали в Анголе, поскольку у большинства из них и по сей день в личных делах никаких отметок о пребывании в Африке нет. Согласно закону о ветеранах выходит, что воевали наши ребята в Анголе только с 1975 по 1979 год. "Поэтому не могут многие из них рассчитывать на льготы, положенные участникам боевых действий", - посетовал полковник Сагачко.
Такой выставки в России еще не было. На ней представлены уникальные фотографии и документы, еще вчера хранившиеся под грифом "совершенно секретно", боевые карты и донесения, записки, дневники советских военспецов и переводчиков, образцы военной формы, оружия, награды и личные вещи участников войны в Анголе. Среди экспонатов - фотографии и документы прапорщика Николая Пестрецова, захваченного южноафриканскими войсками в Анголе и проведшего в плену около полутора лет. На выставке он и стал одним из самых интересных символов ушедшей эпохи.