У НАС ПОЛНО ВАКАНСИЙ

В начале реформ в России было создано порядка 880 тысяч частных предприятий и появилось около 4,5 миллиона предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛов). К середине 90-х они давали 12 процентов ВВП. Но на этом малый бизнес фактически перестал развиваться.

- Сергей Ренатович, может, первопроходцы проявили такую прыть, что заняли все свободные ниши?
- Ничего подобного. Малый бизнес на Западе формирует большую часть экономики. Крупнейшие концерны стараются привлечь для производства комплектующих как можно больше крошечных мастерских. В "Тойоте" сравнивают свой концерн с драконом: он побеждает, потому что имеет мудрую "голову" и мощный "хвост" - тысячи малых и средних предприятий. Они постоянно совершенствуются, при необходимости легко перестраиваются на выпуск того, что в данный момент нужно концерну. А "голова" занимается только сборкой и вопросами стратегии.
У нас все наоборот. Министр экономики Герман Греф признал, что крупный и сырьевой бизнес в России способны дать прирост ВВП лишь на 3--4 процента, остального можно ожидать только от малого. Но крупный бизнес не хочет пускать малый в свою технологическую цепочку.
- Почему?
- Некоторые владельцы гигантских концернов говорят, что не хотят отдавать малому бизнесу дешевую рабочую силу. В результате масса людей работает на предприятиях за мизерную зарплату, не имея возможности попробовать себя в свободном предпринимательстве.
- Ну не насильно же они удерживают работников...
- Конечно, нет. Но если автозавод сам производит все - от двигателя до коврика в салоне, то частник там не нужен. В результате 80 процентов наших малых предприятий занимаются торговлей. Так что одна из причин, по которой этот экономический ресурс не востребован, - нежелание крупного бизнеса иметь рядом конкурентов.
- Почему же государство с этим мирится?
- Не просто мирится, а еще и палки "малым" в колеса вставляет! Остается только удивляться, как у предпринимателей хватает терпения ублажать тьму чиновников и жуликоватых контролеров, которые "заглядывают" к ним в карман. А ведь это лучшая часть нашего общества...
- Прямо-таки лучшая?
- Далеко за примером ходить не нужно. Пойдите на любой рынок, особенно в регионах. Среди работающих там большинство составляют люди с высшим образованием, а то и с двумя. Много офицеров-отставников, технически высокообразованных. Я разговаривал с этими людьми - все они были бы готовы применить свои знания, но при нынешней ситуации ничего не могут сделать. И в таком положении сейчас находится около 10 миллионов человек!
- Но, согласитесь, предприниматели вместе с тем очень хорошо научились уходить от налогов.
- Часто идти на это предпринимателей вынуждают обстоятельства. Им никто не помогает, а, наоборот, норовят обобрать, вытолкнуть с насиженного места. Например, с базаров пытаются выжить, объявляя о строительстве на этом месте торговых центров, предназначенных опять-таки для крупного бизнеса. Пока нет программы поддержки малых предприятий, пока технопарки только в планах, преступно отнимать у людей бизнес, с помощью которого они кормят себя и детей, а не стоят в очереди за пособиями.
- Есть сферы, где малый бизнес чувствует себя увереннее? Какой бы вы дали совет людям, которые намерены открыть дело?
- Я бы посоветовал идти в сферу услуг. Там крупного бизнеса нет - значит, никто препон чинить не станет. Скажем, малых пекарен не хватает почти по всей стране.