ГЕННАДИЙ ЗАВОЛОКИН: ПОКА ЖИВА ГАРМОНЬ -ЖИВА РУССКАЯ ДУША

Однажды довелось наблюдать, как проходят съемки популярной телевизионной телепередачи "Играй, гармонь". Было это в городе алмазодобытчиков Мирном. Жара стояла неимоверная - более тридцати пяти градусов. Еще жарче было на съемочной площадке: рядом с ведущим стоял помощник и то и дело поливал его водой из графина...Когда я напомнил Геннадию Дмитриевичу о том забавном эпизоде, он рассмеялся: "За пятнадцать лет случалось много чего. Съемки у нас всегда жаркие".Мы сидим с дважды лауреатом Государственной премии, народным артистом России Геннадием Дмитриевичем Заволокиным у костра во дворе его семейной усадьбы, что в селе Красный Яр, на берегу Обского моря. Естественно, наш разговор зашел о детище Заволокина - популярной телепередаче "Играй, гармонь любимая".

- Когда мы ее начинали, то, конечно же, не надеялись на столь широкий отклик в народной среде. Казалось, чего тут особенного - деревенская музыка, необразованные музыканты... Что они смогут предложить интересного? Этакий тележный скрип, который никоим образом не сможет вписаться в гул современных моторов... Первой ласточкой был концерт новосибирских музыкантов "Играй, гармонь сибирская" - именно под таким названием и вышла на первом канале в феврале 1986-го наша первая передача. Между прочим, она ожидала своего выхода в эфир почти год.
- Вы сказали: "деревенская музыка". Справедливо ли такое определение для гармони?
- Все верно. У города музыка совсем иная, нежели песни и частушки под гармошку. Туда европейская культура проникала гораздо раньше и глубже, чем в деревню. Фортепиано, скрипка, оркестр, опера - куда уж было с ними тягаться глубинке. Ей оставались более простые инструменты, среди которых главными были гармонь и балалайка. В большинстве своем деревенские гармонисты не имеют специального музыкального образования. Да и сам инструмент был упрощенным: он как бы подстраивался под лад народной песни. Песню "Ой мороз, мороз" знаете? Она и ей подобные не содержат сложных хроматических ходов, которые встречаются в романсах, исполнявшихся под аккомпанемент рояля.
- А хорошо ли, что большинство гармонистов "неотесаны" с точки зрения профессионалов?
- Речь идет не столько о неотесанности, сколько о самобытности. То, что самобытно, живет дольше.
Если уж говорить о каком-либо успехе программы "Играй, гармонь", то в первую очередь нужно говорить о тех самородках-гармонистах, которые приходят к нам на съемки. Моя задача - лишь помочь им наилучшим образом выразить свою творческую натуру. То, что вы называете "неотесанностью", я понимаю как нетронутость всевозможными новациями, самобытность народной культуры, которую программа пытается донести до каждого телезрителя.
- Передачу "Эх, Семеновна" смотрите? Она тоже претендует на самобытность и народность...
- С вашего позволения, я не стану комментировать "Семеновну". Скажу лишь одно: брань и непристойность, которые чуть ли не сплошным потоком льются в этой передаче, ее авторы пытаются выдать за подлинно народное искусство. Я исколесил Россию вдоль и поперек, побывал на съемках "Гармони" во всех теперь уже бывших республиках СССР и могу с полной уверенностью сказать: глубоко заблуждаются те "господа", которые пытаются отождествить "Семеновну" с культурой нашего народа.
- Ваша программа проводит своего рода рейтинг среди гармонистов. Как проходит их отбор?
- Собираются самые из самых вместе - и тут начинается такое... Азарт, кураж, искрометные фантазии и веселье. Когда все это выплескивается разом - тут понимаешь, до чего же талантливы люди.
К примеру, есть у нас такой архангельский самородок - Сергей Сметанин. Так он и обычную ножовку заставил петь. Или Валерий Клейко из Красноярского края... А лучших из лучших нам помогают отобрать сами телезрители в своих письмах. Вот послушайте: "Лучше всех играет Александр Устьянцев. Кажется, что у него не гармонь, а целый оркестр", - пишет Николай Арзамасов из Нижегородской области. Или: "Мы с мужем хотели бы присудить первое место Юрию Винницкому по прозвищу Гудок. Такой он веселый, озорной... " - это мнение супругов Ларионовых из Омска. А Вера Лахотина из Нальчика "...была просто без ума от Владимира Егошина. Так бы и слушала без конца его "егошинки", признается поклонница гармониста.
В 1987-м "Гармонь" в числе других телепередач представляла телевидение СССР на конкурсе в США. Наверное, для многих покажется невероятным, но именно она вышла на первое место среди других программ. Публика пришла к выводу, что именно гармонь как нельзя лучше раскрывает характер и душу русского человека.
За минувшие пятнадцать лет в эфире прошло более шестисот выпусков. Однажды на съемку программы (а было это в Вятке) приехал Генрих Иванович Сергеев и привез с собой диковинный инструмент - колоколину. Слыхали про такой? Вот я прежде не ведал о нем. Оказывается, несколько лет Генрих Иванович собирал колокола и колокольчики разного литья и звучания. Затем собрал их вместе, отстроил, и получилась переносная звонница. Да голосистая какая!
- Сегодня ваши дети Захар и Настя, зять Владимир, супруга Светлана Дмитриевна - все заняты "Гармонью"... Можно считать, что она - фамильная собственность Заволокиных?
- Ни в коем случае! Да, действительно, мы все работаем на программу. Но чтобы утверждать, что движение "Играй, гармонь" принадлежит только нам, - увольте... Это заслуга и достояние многих поколений гармонистов. А что касается Заволокиных, нашего ансамбля "Частушка" и телебригады, делающей программу, то мы - лишь некое координирующее начало, которое помогает движению жить и развиваться в нужном направлении. Сейчас мы издаем журнал "Играй, гармонь" - готовится к выходу его седьмой номер. И это тоже хорошее подспорье в нашей работе, благодаря которому живет и развивается "музыка деревни".
Кстати, знаете, откуда возникла идея этой передачи? Как-то пришел ко мне, тогда еще "академическому" музыканту, Анатолий Жердев, простой водитель из Мошковского района, страстный любитель гармони, и предложил провести съезд гармонистов. Жаль, не дожил он нескольких месяцев до воплощения своей идеи. Я сейчас воспринимаю его приход и тот наш далекий разговор (было это в марте 1983 года) как некое напутствие, подсказку свыше. Быть может, Господь направил Анатолия Михайловича ко мне со столь ответственным поручением. Как же я после этого могу утверждать, что движение "Играй, гармонь" принадлежит Заволокиным?
- Итак, вы рассматриваете ваше дело как долг перед Господом?
- Тут особый разговор. К вере я пришел, когда в стране начались смутные времена, именуемые перестройкой. На сорокалетие мне подарили Евангелие, и с тех пор я по-иному смотрю на жизнь. Став на путь веры, я познакомился со многими священниками. Один из них - иеромонах Роман, проживающий в скиту Ветрово неподалеку от Пскова. В его стихах многие находят ответы на самые трудные вопросы. В репертуаре нашего коллектива несколько моих песен на стихи иеромонаха Романа. Где бы мы их ни исполняли - в сельском клубе или на площади большого города, - везде люди слушают, затаив дыхание, потому что идет разговор о высоком и откровенном, о том, на что откликается душа каждого из нас. Духовная тема стала неотъемлемой в нашей телепрограмме. Думаю, именно поэтому мы стали лауреатами награды "Ангел трубящий", учрежденной Союзом писателей России, движением "Русь державная" и другими православными организациями и общинами.
- Известно ли вам отношение руководства церкви к тому, что вы делаете в этом направлении?
- В одной из программ, вышедшей в Светлое Христово Воскресение, принял участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Когда я спросил владыку, не грех ли в такой день играть на гармони - громко и весело, то в ответ услышал: "Не грех. Праздник большой, всенародный, радостный, поэтому мы призываем именно к радости в этот светлый день".
- Традиционный вопрос: дальнейшие планы?
- Работа. Тем более что предложений и приглашений на съемки немало. В редакцию нашего журнала, как и на телевидение, тоже приходит огромное количество писем - все это доказывает, что есть Россия, которую мы еще не потеряли. Жива душа народа, и это для меня главное.