КАК УЛЬЯНОВ СТАЛ ЛЕНИНЫМ

Оказывается, 100 лет назад революционер Владимир Ульянов начал фигурировать под фамилией Ленин. В советское время историки отчаянно бились над разгадкой того, почему вождь мирового пролетариата выбрал именно такой псевдоним. Пусть не столь энергично, но продолжаются такие исследования и сейчас. Группа ярославских ученых считает, например, будто фамилию начинающему революционеру могли "подарить" местные землевладельцы.

Есть в Ярославской области городок Пошехонь, а под ним - село Красное с кладбищем, где похоронен помещик Николай Егорович Ленин. По местной легенде, именно его семья и причастна к тому, что Ульянов обзавелся новым псевдонимом. Говорят, в первые годы советской власти захоронение помещика пытались сровнять с землей, словно скрывали некую тайну. А еще, будто потом, когда что-то "наверху" изменилось, райком партии проявил к могиле внезапный интерес, озеленителей сюда прислал и благоустройство прилегающей территории провел...
В ярославских научных кругах об этих легендах тоже слышали, но значения им не придавали. Все изменилось, когда кандидат исторических наук, старший научный сотрудник областного Центра документации новейшей истории Алексей Хаиров обнаружил в архивах запрос петербургского полицмейстера местному жандармскому управлению с требованием дать информацию о семействе пошехонских помещиков Лениных. Это было уже серьезно: Владимир Ульянов как раз обитал тогда в северной столице, где посещал кружки "народников". И если полиция, следившая за ним, одновременно хотела узнать о благонадежности провинциальных Лениных - значит, были на то веские причины. Так начались исследования, в результате которых свет увидели сразу две гипотезы.
Известно, что один из двух сыновей старого Николая Егоровича, Сергей Ленин, жил в Петербурге, где занимал видный пост начальника департамента земледелия и сельской промышленности. Однако сам чиновник придерживался при этом вольных взглядов и с удовольствием посещал социал-демократические собрания. Именно там или в публичной библиотеке он, вероятно, и встретился с Владимиром Ульяновым, работавшим над книгой "Развитие капитализма в России". Кстати, в этом фундаментальном труде одна из статей Сергея Ленина тоже процитирована. После знакомства Ульянов вполне мог попросить единомышленника о маленьком одолжении - выправке загранпаспорта. По официальным каналам сделать это тому было все равно сложно, так как следовало пройти массу инстанций, включая полицейское собеседование и получение справки из приходской церкви. Поэтому Сергей выбрал более простой путь - съездил в Пошехонье и взял для друга паспорт, не нужный отцу.
Существует и другая версия превращения Ульянова в Ленина. Все в том же Петербурге жила дочь Николая Егоровича Ленина - учительница Ольга. Известно, что она знала молодую Надежду Крупскую, с которой трудилась в одной вечерней школе для рабочих. Ольга и могла уговорить семью отдать Владимиру Ильичу валявшийся без толку документ.
Как бы то ни было, настоящий Н. Ленин преставился весной 1900 года - и именно тогда у Ульянова внезапно появился паспорт, с которым он убыл за границу. А вскоре новая фамилия стала литературным псевдонимом и партийной кличкой будущего вождя.
Про дальнейшую биографию Ольги Лениной история умалчивает, но судьба ее братьев, несмотря на фамилию, была трагичной. Зимой 1919-го их арестовали под предлогом неуплаты чрезвычайного налога. За Лениных ходатайствовали лично знавшие их нарком продовольствия Цюрупа и нарком земледелия Середа, однако, пока шла переписка, Николая Николаевича подкосил сыпной тиф. Через несколько месяцев от пули латышского стрелка из отряда, усмирявшего бунт в Ярославской губернии, погиб и Сергей Николаевич Ленин.
"Конечно, говорить с полной уверенностью про то, что все так и было, мы не можем, - комментирует результаты исследований Алексей Хаиров. - В областном архиве сконцентрировано около 2 миллионов единиц документов и постоянно прибывают новые, ждущие своего часа. Сегодня мы считаем, что полиция интересовалась Лениными из-за их связи с Ульяновым, а завтра на свет выплывет бумага, указывающая, что между ними нет никакой связи. Но пока исключать, что пошехонские вольнодумцы оказали услугу видному революционеру, тоже нельзя".
Если историческая наука оперирует понятиями с предельной осторожностью, то жители села Красное уже давно все для себя решили. Ярославская губерния, в конце концов, с сынами мировой революции наитеснейшим образом связана. Под Курбой жил до 1918 года двоюродный брат Владимира Ильича по материнской линии Николай Веретенников, в Некоузе работал бывший личный секретарь Ульянова - Георгий Федюшин, в Рыбинске родился начальник ОГПУ Генрих Ягода, а компромат, собранный начальником Ярославского УНКВД, уничтожил Ежова и быстро возвысил Берию. Почему бы в таком случае и селу Красному свою историческую линию не заиметь? Об этом, наверное, мечтали жители, которые полустертую могильную плиту Ленина нашли да в порядок привели. Ведь достопримечательностей здесь раз-два и обчелся, а тут каждый подойти может и запросто к мировой истории прикоснуться.