Победой фильма «Однажды в Трубчевске» завершился интернет-фестиваль «Российской газеты» «Дубль дв@». Картина Ларисы Садиловой завоевала Гран-при феста и получила много восторженных оценок от зрителей со всех концов мира. Программу киносмотра, который 11 лет назад, то есть, задолго до эпидемии коронавируса, придумал обозреватель «РГ» Валерий Кичин, посмотрело 180 тысяч зрителей из 92 стран мира. Вместе с ними, сидя дома у компьютера, смотрела фильмы конкурентов, читала в интернете отзывы и победительница этого уникального смотра. Для Ларисы Садиловой, лауреата престижных международных кинофестивалей, это был во многом новый опыт.
— Лариса, приз уже удалось получить?
— Нет, как и все законопослушные москвичи, сижу дома в самоизоляции. И сам фестиваль, и церемония закрытия прошли в режиме онлайн. Это новая реальность, к ней надо привыкать. В эти апрельские дни ровно год назад я получила известие, что наш фильм принят в программу «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Потом была премьера на Лазурном берегу, другие памятные показы, в том числе, в Москве, Варшаве, Париже и... в Трубчевске Брянской области, где фильм снимался. И вот годовой цикл жизни нашего фильма завершился победой на фестивале «Дубль дв@». Сегодня вспоминаю минувший киногод с нежностью. Он был окрашен тем, что мы работали, были счастливы, не боялись за свое здоровье, могли свободно передвигаться по стране и по всему миру.
— Но разведка донесла мне, что вы не просто сидите дома, а готовитесь к постановке нового фильма. Как говорится, война войной, а рожь сей...
— Разведка вас не обманула (смеется). Сценарий фильма с рабочим названием «Огород» мы с моим мужем и соавтором Рустамом Ахадовым начали «засевать», то есть, писать еще летом прошлого года. Он отвечал за мужскую часть в сценарии, я — за женскую. Снимать хотим уже нынешним летом, надеюсь, это произойдет в середине августа. Но чтобы начать съемки в августе, огород, который является основным местом действия в картине, надо посадить весной. Поэтому наша группа еще до карантина успела съездить в Брянскую область, выбрать там подходящую натуру.
— Брянщина — это ведь ваши родные места?
— Да, я сама родом из областного центра. Уехала из Брянска учиться во ВГИК к великому режиссеру и педагогу Сергею Герасимову. Но, как говорится, где родился, там и пригодился. Снимаю в родных местах уже четвертый фильм. В поисках мест для съемок в разные годы объездила едва ли не всю область. «Огород» будем снимать в живописном поселке Речица Жуковского района, он находится неподалеку от Овстуга — родового гнезда поэта Тютчева.
Лариса Садилова с мужем и соавтором Рустамом Ахадовым
Мы с Рустамом пока сидим в Москве, руководим процессом с помощью телефонов, компьютеров, а местные жители, не нарушая режим самоизоляции, потихоньку готовят объект для съемок. На майские праздники будем сажать огород: капусту, тыкву, кукурузу. Не обойдется и без цветов — огород в кадре должен смотреться так, как нам нужно для фильма. По сюжету, сюда, в этот сельский оазис, едва ли не в каждодневном режиме будет приезжать из Брянска наша героиня, небогатая пенсионерка. Денег, чтобы построить здесь пригодный для жилья домик, у нее нет.
— Кто сыграет героиню?
— В главной роли я изначально видела замечательную актрису Валентину Теличкину. Она очень взыскательно относится к выбору ролей и картин. Соглашается далеко не на все, что ей предлагают. Недавно блеснула в фильме Валерия Тодоровского «Большой». Я очень рада, что она согласилась сниматься в нашем фильме. Мы с Валентиной Ивановной разбираем образ ее героини буквально по косточкам, обсуждаем грим, костюм, манеры, походку. И хорошо понимаем друг друга. Что, впрочем, неудивительно, она ведь тоже «герасимовка».
— Пора спросить, о чем будет кино?
— О любви. Точнее, о любви 70-летних. О тех, кого вышвырнули за борт, списали с корабля современности. А человечество нынче помолодело. Сегодня люди в 70 лет не ощущают себя стариками, они хотят жить полной жизнью, дышать полной грудью. Об этом, если коротко, наша картина.
— Кто сыграет партнера главной героини?
— Артист Юрий Кутафин. Я познакомилась с ним во время съемок «Сельского показа» — так назывался документальный фильм, который я снимала в Курской области. Юрий был одним из героев этой картины, посвященной подвижникам провинциальной культуры. Он, как мне кажется, создан для этой роли. Но вообще-то в нашей картине будет 38 персонажей. В основном будут заняты актеры брянских театров. Я уже провела среди них кастинг, ансамбль получается интересным.
— И что, все 38 персонажей вашего фильма будут топтаться на огороде?
— Не все так драматично (смеется). Кроме огорода, съемки фильма пройдут еще в Овстуге, Брянске, Гомеле, Курске, наконец, большой фрагмент будет отснят в поезде, который везет нашу героиню в санаторий. Но больше вы ничего про сюжет фильма не узнаете, иначе смотреть будет неинтересно.
— Тогда хотелось бы узнать, где на всю эту роскошь вы намерены найти денег? Министерство культуры ваши последние фильмы, насколько я знаю, не финансировало.
— У нашей с Рустамом компании «Прометей» появился партнер — это компания «Сине-трейн». Ее руководители поверили в наш проект и выделили в это непростое для всех время деньги на подготовительный период. Экспертный совет фонда «Кинопрайм» тоже поддержал наш будущий фильм. Сейчас ждем конкурс в министерстве культуры. Без государственной поддержки такой сложный фильм потянуть невозможно.
— На днях продюсер Сергей Сельянов на брифинге влиятельных деятелей киноиндустрии заявил, что новых запусков в этом году, скорее всего, не будет...
— Честно говоря, я удивлена этим заявлением. Знаю, что многие мои коллеги готовы, как и я, стартовать уже этим летом, как только волна эпидемии пойдет на убыль. У них есть готовые сценарии, сложившиеся группы, желание снимать кино. Растягивать процесс выхода из кризиса на три-пять лет, как видится этот процесс Сельянову, — шаг самоубийственный. Важно, чтобы государство уже в самое ближайшее время финансово поддержало отрасль. В том числе и производство новых фильмов. Если не начнем снимать кино в этом году, упустим летнюю, осеннюю, а затем и зимнюю натуру, то на следующий год показывать будет нечего. Ни в кинотеатрах, ни на интернет-платформах, ни на фестивалях.
На съемках фильма «Требуется няня»
— Кстати, о фестивалях. Московский международный, который должен был пройти в апреле, майские Канны и июньский «Кинотавр» дружно переехали на осень. В сентябре по графику стартует Венецианский фестиваль. Как вам кажется, они привлекут зрителей?
— Думаю, что и в кинотеатры, и на фестивальные показы зрителей поначалу будет нелегко завлечь. Все будут опасаться возврата эпидемии. Поэтому фестивалям нужно вырабатывать какую-то новую стратегию по отношению к зрителям. Например, устраивать больше показов не в душных кинозалах, а на площадках под открытым небом. Как делают это в Локарно или на том же сочинском «Кинотавре». Как сделали это мы в Трубчевске на фестивале «Наше кино». Тогда на наш фильм «Это было в Трубчевске», показанный на городской площади, пришло порядка двух тысяч человек. Это при населении города в 14 тысяч. В этом году мы фестиваль пропустим. Но в следующем году есть планы провести его сразу на двух площадках под звездным летним небом.