Кажется, Каннский кинофестиваль повернулся к России лицом
После ряда лет, когда наши фильмы едва ли не демонстративно игнорировались этим, как ни крути, главным фестивалем мира, российское кино вновь вернулось в кинодворец на набережной Круазетт. В прошлом году здесь со своей «Еленой» праздновал триумф Андрей Звягинцев, получивший спецприз жюри в «Особом взгляде», нынче в конкурсную программу включен фильм «В тумане» Сергея Лозницы (кадр из фильма на фото).
Строго говоря, «В тумане» — это не чисто российский фильм, а совместная продукция Германии, России, Белоруссии, Латвии, Нидерландов. Но уроженец Белоруссии Сергей Лозница, окончивший в свое время ВГИК, работавший в Питере на студии документальных фильмов, живущий нынче в Германии, сделал экранизацию повести Василя Быкова на русском языке, с русскими актерами Сергеем Колесовым, Владом Абашиным, Борисом Каморзиным, Надеждой Маркиной, Юлией Пересильд, Михаилом Евлановым, и это дает нам право считать фильм нашим и болеть за него.
Сразу после объявления программы киножурналисты озаботились гаданием на кофейной гуще: каковы, дескать, шансы фильма «В тумане» на «Золотую пальмовую ветвь»? Они, уж простите за игру слов, туманны. Хотя бы уже потому, что в Канне с 16 по 27 мая будет собрана, без преувеличения, кинематографическая сборная мира. И каково это относительно молодому режиссеру, у которого за плечами всего один игровой фильм — «Счастье мое», премьера которого, кстати, состоялась два года назад в том же Канне, но не снискала наград, — переиграть эту мощную и
Так, среди претендентов на каннское «золото» значатся такие выдающиеся мастера современного кино, как австриец Михаэль Ханеке (он представит фильм «Любовь»), румын Кристиан Мунджу («По ту сторону холмов»), иранец Аббас Киаростами («Как влюбленный»), британец Кен Лоуч («Ангельская доля»). Все они, замечу, уже по одному разу получали «Золотую пальмовую ветвь» и, разумеется, не прочь повторить успех.
А им в затылок дышат общепризнанные корифеи мирового экрана вроде Дэвида Кроненберга («Космополис»), Леоса Каракса («Божественные моторы»), Карлоса Рейгадаса («После мрака свет»), Жака Одиара («Ржавчина и кость»), Маттео Гаронне («Реальность»), Ульриха Зайдля («Рай: любовь»), которые получали в Канне награды разного достоинства и сейчас активно пристреливаются к вожделенной «Золотой пальмовой ветви».
Я уж не говорю про классика классиков, великого режиссера Алена Рене, автора незабываемых фильмов «Прошлым летом в Мариенбаде» и «Хиросима, любовь моя», только что закончившего новую работу с многообещающим названием «Вы еще ничего не видели».
Так что в этой компании Сергею Лознице с его внешне скромной военной драмой, снятой без шоковых аттракционов и эстетического левачества, придется совсем непросто. К счастью, режиссер понимает это, скромно надеясь, что его лента как минимум не потеряется на фоне остальных конкурсантов.
А мы, в свою очередь, должны понимать, что фильм Лозницы прошел через мелкоячеистое отборочное сито, в котором оказалось 1779 картин со всего мира. И попасть во второй раз в конкурсную программу из 22 фильмов и тем самым прописаться в пресловутом каннском пуле — это уже успех и подвиг. А как разложится финальный призовой пасьянс — это пока для всех, в том числе и для председателя жюри Нанни Моретти, подернуто дымкой тумана.