С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЮРИСТА
Известный юрист Леонид Ольшанский назвал разговор о правах сотрудников ГИБДД и их нарушениях вечно актуальным и посетовал на то, что в заметке о проведении досмотра несколько вольно трактуются юридические тонкости проведения этого важного мероприятия. Там написано, что во время проведения специальных операций и на постоянных постах ГИБДД инспекторы и милиционеры могут не составлять протокола о досмотре, а также не приглашать понятых для его проведения. Все водители знают, что именно так действуют сотрудники дорожной службы, видимо, выполняя свою внутреннюю инструкцию. Однако эта инструкция, по мнению Леонида Ольшанского, входит в противоречие с другими законами - Конституцией РФ и Кодексом об административной ответственности (КоАП). В них указывается, что водитель и на стационарном пункте ГИБДД, и при проведении спецоперации вправе потребовать составления протокола досмотра его автомобиля и присутствия при этом понятых. Исключение делается, когда в городе объявлено чрезвычайное положение или проводится общая антитеррористическая операция.
УРОК ДЛЯ СЫНА
Незамысловатые, но важные мысли высказал Иван (фамилию он, к сожалению, не назвал): "Ребята, надо защищать свои права. И не только ради себя, но и ради своих детей. Если мы еще не умеем защищать себя, пользоваться своими правами, отстаивать их, то хоть им поможем научиться это делать. А какой урок вынесет сын, если ты на его глазах потопаешь на полусогнутых ногах к гаишнику, будешь оправдываться перед ним за то, чего не совершал, а потом еще и возмущаться поведением милиционера, говорить, что все они такие. А сам-то ты какой?"
В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ
Читатели Петр, Александр и другие также согласны, что водителям надо ставить на место зарвавшихся гаишников, но тут же перечисляют причины, по которым они этого практически не делают. Александр, например, считает, что гаишники настолько поднаторели в вымогательстве, знают столько лазеек и приемов, что против них рядовому водителю не устоять. А Петр пишет: "Теоретически все правильно: надо защищаться, но это занятие отнимает столько времени и нервов в придачу, что лучше даже не связываться". Сергей Д. переносит проблему отношений с гаишниками на реальную почву: "Супер. Полностью за то, чтобы водители не лебезили перед гаишниками, но вот в моем маленьком городишке такое не катит. Дело в том, что взяточники очень мстительны и повязаны друг с другом. Один раз поспоришь с таким, даже выиграешь спор, а потом твою машину будут останавливать на каждом шагу. И все равно когда-нибудь прищучат". И уж совсем отчаянное сообщение пришло от Bluma: "А вы попробуйте на трассе М-4 в Ростовской области права покачать, особенно когда едете один, то есть без свидетелей!"
ИЩЕМ ВЫХОД
Действительно, на практике равенство инспекторов ДПС и водителей весьма условно. Что же делать, чтобы гаишник уважал водителя и наоборот? У некоторых наших читателей есть на этот счет свои соображения. Андрей Колесов полагает, что нужно сделать доступными внутренние инструкции (публиковать их), по которым работают служители полосатых жезлов. С. Туров предлагает на каждом посту ДПС поставить телефоны прямой связи со службой собственной безопасности ГИБДД. Но самое дельное предложение, на наш взгляд, высказал Павел Андреевич Круглов из Подмосковья. Его идея - это общими усилиями читателей "Труда-7" составить что-то вроде пособия для водителей, особенно новичков на дороге. В нем профессионалы могут посоветовать, как действовать, когда на тебя наезжает инспектор. Сюда же включить рассказы шоферов, которые попадали в нехорошие ситуации и выходили из них с честью. Ведь есть же водители, которые вообще не боятся гаишников - умеют разговаривать с ними на равных и не унижаются. Не помешают и сообщения о тех трассах, городах, где гаишники ведут себя, мягко говоря, неприлично, какие приемы вымогательства они используют. Наконец, общими усилиями можно ответить и на вопрос, чего же боятся нерадивые гаишники.
Что же, журналисты редакции готовы поддержать предложение Павла Андреевича Круглова. Надеемся, наши читатели не останутся в стороне.
ППС - ЭТО ВАМ НЕ ДПС
Очень часто, особенно ночью, в больших городах автомобилистов останавливают милицейские машины с надписью ППС. Она в темноте очень похожа на ДПС. А разница огромная. ППС - патрульно-постовая служба, то есть милиция. Милиционер может проверить документы, вашу машину (если, конечно, объяснит, почему это надо сделать), но не имеет права вас оштрафовать, сделать запись о том, что вы нарушили правила дорожного движения, даже заставить вас дуть в "трубку трезвости" ему не разрешено. Все это только в компетенции сотрудников ГИБДД. Милиционер может задержать пьяного за рулем.
НЕ ДОСМОТР, А ОБЫСК
Что делать, если вдруг ретивый мент попросил открыть багажник или салон для досмотра и начинает сам лезть туда и рыться в ваших вещах? Вы должны четко знать, что это никакой не досмотр, а обыск. А при его проведении действуют совсем другие правила. Во-первых, попросите санкцию прокурора на проведение обыска вашей машины. Во-вторых, потребуйте пригласить понятых. И, в-третьих, настаивайте, чтобы все действия были зафиксированы в протоколе. Особенно важны и нужны тут понятые. Хотя бы для того, чтобы вам не подбросили чего-нибудь в багажник. Это иногда случается, если милиционеры решили раскрутить вас на деньги или им не понравилось ваше поведение. Запомните: в качестве понятых не имеют права выступать сами милицио неры или их знакомые - в этом случае заявите, что вам не нравятся понятые, и попробуйте предложить "своих".
Бывает и так, что понятые, которых не было при обыске на дороге или у поста ГИБДД, вдруг появляются откуда-то и подписывают протокол. Если дело дойдет до суда, то настаивайте, чтобы понятых, подписавших документ об обыске или досмотре, вызвали на разбирательство. Любой адвокат сразу выведет подставных понятых на чистую воду. Но и вы не зевайте: когда подписываете протокол обыска или досмотра, то обязательно укажите, что он проводился без понятых.