ОТЦЫ ХОТЯТ, А ДЕТИ - МОГУТ

В начале апреля фонд "Общественное мнение" (ФОМ) обнародовал первые результаты своего нового проекта "Поколение ХХI". Из них следует, что главное в жизни для не достигших еще 25 лет россиян - создать счастливую семью и прилично зарабатывать. При сравнении с последними исследованиями Института социологии Российской академии наук (ИС РАН) и ВЦИОМа выясняется: все общество жаждет того же, однако у молодых больше шансов добиться желаемого. Дело не в возрасте, а в отношении к труду.

СЕМЕЙНЫЕ КАРЬЕРИСТЫ
Социологи ФОМа опросили 1500 человек в возрасте от 16 до 25 лет, проживающих в 203 населенных пунктах 63 регионов страны. Для уточнения полученных данных в девяти крупных городах (Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Магадане, Самаре, Екатеринбурге, Воронеже, Краснодаре и Калининграде) провели 18 дискуссионных фокус-групп с участием 1500 активистов молодежных общественных организаций. Расспрашивали о ценностях - о том, что для них в жизни важнее всего.
- Наиболее значимыми для всех групп молодежи оказались ценности приватной жизни: семья, брак по любви и дружба, - говорит руководитель проекта "Поколение ХХI" Людмила Паутова. - На втором месте - все то, что связанно с работой: деньги, карьера, успех, независимость, стабильность и профессионализм.
Ту же тенденцию, но в еще большем масштабе зафиксировал в своем последнем аналитическом докладе и ведущий в стране центр изучения общественного мнения - Институт социологии Российской академии наук. Согласно полученным в результате общенационального исследования данным важнейшими для всего общества сферами жизни на сегодня являются семейная (99% опрошенных назвали ее "важной") и трудовая (92%).
Взгляды молодежи господствующим в стране настроениям полностью соответствуют. Причем по сравнению с 2002 годом, когда социологи ФОМа задавали своим респондентам схожий вопрос, в сознании представителей нового поколения произошли знаковые изменения.
- Стремление к хорошей работе, успешной карьере, качественному образованию оказалось более выражено, чем шесть лет назад, - поясняет Людмила Паутова. - В то же время сегодня молодежь гораздо чаще выражает желание создать семью и воспитать детей и не столь сильно акцентирует роль материальных ценностей. В большинстве своем она трезво оценивает имеющиеся возможности и ставит перед собой более реальные цели. Конечно, представители "поколения стабильности" ориентированы на достижение материального благополучия, но для них важно не столько богатство как таковое, сколько любимая профессия и хорошая работа. Успех и богатство рассматриваются ими скорее как результат планомерной, трудоемкой и по-настоящему тяжелой работы, а не как результат случайности или везения.
По мнению Паутовой, "конец 80-х и 90-е годы прошлого века ознаменовались конфликтом растущих запросов юного поколения, с одной стороны, и возможностей нестабильного постсоветского общества - с другой; новые данные свидетельствуют о снижении уровня притязаний".
Иными словами, пресловутая идея внезапного обогащения, которую эксплуатирует господствующая в мире массовая культура, воспринимается большинством сегодняшних российских молодых людей скорее как кинематографическая иллюзия. Лучше иметь трудовую, но жирную синицу в руках, чем тощего журавля фантазий в небе, - вот девиз, который планомерно начинает воплощать в жизнь поколение ХХI.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Вопреки мифологическим представлениям о природной лени россиян, возможность трудиться они ценят ничуть не меньше, чем представители наиболее успешных с точки зрения экономического развития обществ. 87% респондентов ИС РАН заявили о том, что работа играет в их жизни важную роль. Для сравнения: среди граждан Германии это мнение разделяют 81% опрошенных, Великобритании - 79%, США - 89%, Швеции - 91%. Разница - в пределах статистической погрешности.
- В чем действительно наблюдаются существенные отличия между нами и представителями успешных стран Запада, так это в оценке значимости качеств, которые следует воспитывать в детях, - утверждает директор ИС РАН Михаил Горшков. - В странах со старыми демократическими традициями два наиболее значимых качества - это толерантность и уважение к другим людям. Для наших сограждан гораздо важнее, чем для граждан других стран, воспитание в детях решительности, настойчивости и бережного отношения к вещам и деньгам - кроме нас в числе пяти наиболее значимых качеств их назвали только немцы. Наконец, для россиян относительно меньшее значение, чем для жителей старой Европы и США, имеют воображение и смирение (важность последнего уменьшилась для нас в полтора раза с 1990 года).
Да какое уж там смирение! Согласно апрельским данным Всероссийского центра изучения общественного мнения 48% не достигших 25 лет респондентов готовы пойти на риск, чтобы заработать (среди людей старше 50 таковых почти вдвое меньше). Причем речь идет вовсе не о криминале, а о готовности вкалывать без выходных ради того, чтобы прилично получать, участвовать пусть и в рискованных, но новаторских проектах (тех самых, которые на языке государственной бюрократии высокопарно именуются "инновационными").
Того же самого, хоть и с существенной поправкой хотели бы от своих отпрысков и их родители. В российском списке качеств, которые прежде всего нужно воспитывать в детях, главенствуют трудолюбие (мнение 91% опрошенных) и чувство ответственности (86%). Такого соотношения нет ни в одной из развитых стран мира. По мнению социологов, объяснение феномена лежит на поверхности.
- Россияне уделяют столь большое внимание воспитанию в детях трудолюбия и ответственности, потому что чувствуют - именно это их слабое место, не случайно же лень и расхлябанность считают отличительными чертами нашего национального характера 60% опрошенных, необязательность - 53%, - говорит научный сотрудник отдела социально-экономических исследований ИС РАН Василий Аникин. - Наши сограждане осознают некоторые свои слабые стороны и хотели бы, чтобы следующее поколение по сравнению с ними изменилось. Не случайно с 1990 года важность воспитания чувства ответственности выросла на 16%.
Новое поколение отвечает родителям взаимностью. "Среди молодежи популярны консервативные идеи, согласно которым успех достигается упорным личным трудом", - утверждают авторы молодежного проекта ФОМа. По их мнению, "эти установки противоречат как коллективистской со
ветской идеологии, так и ценностям первых лет рыночных реформ, предполагавшим неестественно быстрое обогащение".
ПОКОЛЕНИЕ НОВОГО ТРУДА
Тем не менее между поколениями россиян остается одно чрезвычайно существенное различие.
- Советская трудовая мотивация "сколько вы мне платите, на столько я и работаю" уходит в прошлое, - убежден генеральный директор ВЦИОМа Валерий Федоров. - Люди, которые впитали ее с молоком матери, постепенно выходят на пенсию. На смену им приходит поколение с совершенно другими запросами и взглядами на жизнь.
Действительно, согласно апрельскому опросу ВЦИОМа в этом году впервые в новейшей истории доля готовых работать "за скромную, но надежную зарплату" граждан сократилась менее чем до 50%. В то же время количество согласных на потогонный труд "без гарантий на будущее", но с шансами на успех выросло до трети трудоспособного населения. Произошло это в первую очередь за счет голосов молодежи (в возрастной группе от 25 до 34 лет рисковых трудоголиков больше всего - почти половина). Кроме того, если среди всех опрошенных "открыть собственное дело и вести его на свой страх и риск" готовы только 10% россиян, то среди не достигших 24 лет об этом мечтает каждый четвертый.
Правда, пока молодежь строит планы, главенствующим в обществе настроением остается уверенность в невозможности повлиять на свою жизнь - так, по данным ИС РАН, считают без малого 56% россиян. Для сравнения: в Японии таких пессимистов набралось всего 32%, в Китае - 28%, в Великобритании - 20%, в Германии - 16%, в США - вообще 11%.
- Доминирование установки "без помощи государства мне прожить сложно", которую сегодня разделяют почти две трети общества, объясняется двумя основными факторами, - полагает Михаил Горшков. - Во-первых, сохранением очень значительной доли граждан, чьи доходы прямо зависят от государства (госслужащие, бюджетники, пенсионеры - в общей сложности около 60% всего взрослого населения страны). Они объективно вынуждены связывать свои ожидания в первую очередь с господдержкой. Во-вторых, сохранением весьма значительной по своей численности доли "социально слабых", фактически неконкурентоспособных на современном рынке труда групп, которые для поддержания сколько-нибудь приемлемого уровня жизни могут рассчитывать только на помощь государства.
В то же время социологи Академии наук подчеркивают, что россияне (молодые прежде всего) относятся к государству довольно критически. Они одобряют его действия только в том случае, если они действительно направлены на защиту их интересов, а не интересов правящей бюрократии, что, как правило, бывает чаще.
Но даже с этой поправкой доля удовлетворенных своим социальным положением среди молодых (16-25 лет) оказалась в 2,5 раза выше, чем среди представителей старшего поколения (56-65 лет). Во многом потому, что с помощью государства или без нее, но молодое поколение постепенно формирует новую, постсоветскую систему ценностей. Главное в ней - расчет исключительно на свои силы и уверенность в том, что любой человек должен быть в состоянии самостоятельно, без помощи власти обеспечить себя и свою семью. В наибольшей степени эту идею разделяет именно молодежь - 42% против 20% среди 56-65-летних. Последним это не в упрек, они свое уже почти отработали и теперь справедливо ждут поддержки со стороны государства, на которое они в большинстве своем и трудились. Но создавать экономику XXI века предстоит поколению во многом с иной психологией.
ЦЕННОСТИ В ЦИФРАХ
Какие чувства вы хотите воспитать в своих детях прежде всего?
(в процентах от числа опрошенных)
Россия
Трудолюбие 91%
Ответственность 86%
Решительность, настойчивость 65%
Уважение к людям 64%
Бережное отношение деньгам и вещам 64%
Источник: Институт социологии РАН
США
Уважение к людям 80%
Ответственность 72%
Независимость 62%
Трудолюбие 60%
Решительность, настойчивость 45%
Великобритания
Уважение к людям 83%
Доброжелательность 60%
Ответственность 56%
Независимость 53%
Смирение 47%
Германия
Ответственность 81%
Уважение к людям 70%
Независимость 69%
Решительность, настойчивость 48%
Бережное отношение деньгам и вещам 40%
Швеция
Уважение к другим людям 92%
Ответственность 87%
Независимость 69%
Воображение 50%
Доброжелательность 33%
Источник: World Value Survey