В этом убеждают результаты уникального социологического исследования, проведенного недавно в рамках совместного проекта Института общественного проектирования, журналов "Фома" и "Эксперт".
Конечно, само по себе венчание, например, может быть и просто данью моде. Так что формальные признаки для сравнения тут не всегда пригодны. Но критерии, которыми руководствовались авторы исследования, представляются вполне убедительными.
- Мы взяли для сравнения семьи активных православных, то есть тех, кто посещает религиозные службы чаще, чем раз в месяц, и семьи тех, кто считает себя неверующим, - объяснял социолог Михаил Тарусин. - У тех и других есть дети до 18 лет, то есть определенный социальный резерв.
Исследование, о котором рассказывал Тарусин, уникально в том смысле, что в точных категориях о нынешней православной семье вообще мало что известно. Есть какие-то данные вековой давности или современные предположения, которые не всегда и не во всем совпадают с реальностью. Ведь еще недавно православная вера считалась у нас уделом старушек, а семья, соблюдавшая церковные каноны, ассоциировалась большей частью со старообрядцами. Во всяком случае, приверженцы церкви считались менее продвинутыми в социально-политической жизни, менее активными и успешными в профессии, карьере. Понятно, что теперь ситуация сильно изменилась. Но как?
Участникам исследования, а их было 15 000, предложили множество разнообразных вопросников, которые помогли бы создать обобщенную картину семьи - как воцерковленной, так и неверующей. Картина эта получилась весьма далекой от расхожих стереотипов. Крестики, которые ставили в анкетах люди с крестами на груди, характеризуют их как социально развитый современный слой общества. Они обнаружили себя не просто жизнеспособными, а более активными и целеустремленными гражданами, практически авангардом среди различных социальных групп.
Так, согласно данным этого исследования верующие хотят иметь больше детей в семье и более нацелены на образование своих детей, в том числе платное. Сама семья выглядит у православных гораздо прочнее и многолюднее, чем у неверующих, - 25 против 18 процентов семей, где живут пять человек и более.
Вот еще любопытный показатель. Среди православных почти в два раза больше людей, занятых частным предпринимательством. Они больше читают, более мотивированы в карьере, лучше адаптированы к современным условиям жизни.
Гражданская активность среди верующих выражена отчетливее. На вопрос "как вы оцениваете возможность для себя лично участвовать в различных общественных движениях?" - отвечают "это необходимо" и "это возможно" 29 процентов православных и лишь немногим более 19 процентов неверующих.
Что же касается семейных ценностей, то они во многом схожи у разных групп. Разница вот в чем. Наряду с ценностями трудолюбия, порядочности и интеллекта, на первом месте у верующих стоят ценности доброты и милосердия.