БЕСПЛАТНЫЙ СЫР

Время уж к десяти вечера, а за право войти в посольство Франции в России приходится отстоять солидную, да еще и бурлящую говорливую очередь. Это живущие в Москве французы гадают, какие результаты им сейчас покажут по телевидению прямо из Парижа. Часть парадного первого этажа посольства превращена в избирательный участок. Развешаны таблички с буквами, указывающими кому и где голосовать. Все прямо как на наших избирательных, кроме коротенького объявления: замужним дамам напоминают, что они зарегистрированы в списках для голосования под своими девичьими фамилиями.

- А сколько всего французов, живущих в России, могут участвовать в голосовании? - спрашиваю я у руководителя пресс-службы посольства Франции мадам Изабель Тураншо.
- Считается, что всего в вашей стране живет приблизительно пять тысяч граждан Франции, имеющих право голоса. В списках для голосования зарегистрировано около 3200 человек. Из них чуть больше 250 проголосовали в нашем генеральном консульстве в Петербурге, а остальные - в Москве.
- И как вы думаете, мадам, за кого голосуют "русские французы" - за Николя Саркози или за социалистку Руаяль?
- И не только "русские": вот уже долгие годы существует своеобразная традиция. Наши граждане, находящиеся вдали от Парижа, стабильно предпочитают партии, стоящие на правом фланге. Явка у нас здесь в Москве ниже, чем во Франции: там на участки пришло почти 85 процентов избирателей, но так активно голосовали только в середине 60-х, когда президентом избрали Де Голля. Но тенденция, по-моему, сохранится.
Судя по тем возгласам и крикам одобрения, которые раздались в зале, когда из Парижа объявили о преимуществе Николя Саркози, моя дружелюбная собеседница не ошиблась. Тут, в Москве, болели за Саркози! Маленькая Франция, собравшаяся в огромном зале, мгновенно взялась за бокалы с прекрасным красным и крошечные кусочки благоухающего сыра. Люди пришли в свое родное посольство с детьми в колясках и с младенцами на специальных поясах. Полились речи, ибо кто во Франции не любит порассуждать о политике, короткие тосты, предсказания на второй тур. Хотя какие там предсказания - и так все ясно.
Было о чем рассказать и мне. Ведь в конце 80-х я был знаком с будущим, пардон, с возможным или, еще точнее, вероятным президентом. Сравнительно юный Николя возглавлял тогда молодежную организацию правого объединения. И на всех публичных диспутах, в том числе и предвыборных, до хрипоты спорил с руководителем мощнейшего тогда Союза молодых коммунистов камарадом Зарка. Где теперь этот симпатичный рабочий паренек, если кандидат некогда популярной во Франции компартии мадам Бюффе не набрала сейчас и двух процентов? А Саркози казался в те годы страшно напористым. Широкоплечий, с несколько косолапой походкой потомок венгерских эмигрантов брал зычным голосом и какой-то даже неправдоподобной уверенностью в своем деле и в себе лично. А уж как осуждал "советскую агрессию в Афганистан". И до чего крепко жал руку - хватка у него прямо медвежья! Вот такой президент будет у французов. Ваше здоровье, дамы и господа!
А В ЭТО ВРЕМЯ
Как кандидаты на пост президента Франции относятся к России и прочим странам экс-СССР? Сохранят ли они шираковское благорасположение к Москве? В опубликованном в газете "Монд" исследовании подмечено, что как Руаяль, так и Саркози в вопросах, касающихся России, проявили сдержанность.
По поводу увеличения доли российского капитала в аэрокосмическом концерне EADS, который кроме "Аэробусов" производит военную продукцию, оба ответили отрицательно: мол, такой поворот событий может нанести урон безопасности Евросоюза. В энергетической области кандидаты выступают за развитие отношений с Россией, но одновременно в интересах "диверсификации источников снабжения Европы энергоресурсами" поддерживают проект газопровода "Набукко", который пойдет из Ирана в Европу, минуя Россию. И еще. Оба кандидата скептически относятся к перспективе интеграции Украины и Грузии в евроатлантические структуры.