- Николай Иванович, можно ли сказать, что в России возник и официально вступил в свои полномочия новый субъект Федерации - Пермский край?
- Закон об образовании Пермского края вступил в силу 26 марта. Как вы знаете, 7 декабря прошлого года в Пермской области и Коми-Пермяцком автономном округе состоялся референдум по вопросу об их объединении. Более 90 процентов населения эту идею поддержали. 19 февраля президент России внес в Госдуму проект конституционного закона "Об образовании нового субъекта РФ в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа". Месяц спустя нижняя палата рассмотрела и приняла его. По принятому закону Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ прекращают существование в качестве субъектов РФ с 1 декабря 2005 года. Выборы же губернатора Пермского края проводятся по истечении срока полномочий губернатора области и главы администрации автономного округа, в данном случае - в первое воскресенье декабря 2005 года. И губернатор, и депутаты избираются сроком на 5 лет. Бюджет края как единой территории начнет действовать с 2009 года. В переходный период на этой территории сохраняется та же система органов местного самоуправления, что действовала и на 1 декабря 2005 года. Структура, название и статус муниципальных образований и органов местного самоуправления не изменяются до принятия Устава Пермского края. Как видите, объединение будет происходить не наскоком, продуманно. Я специально заостряю внимание на таких скучных для восприятия, но узловых моментах закона, определяющего правила образования нового субъекта нашей Федерации. Он, скорее всего, станет "модельным" и для последующих слияний в регионах.
- Так ли уж беспроблемно подходит пермская модель для всех автономных округов России? Они у нас слишком разные не только по территориям, но и по экономическому развитию. Вспомним конфликты в Красноярском крае и Тюменской области, где богатые автономии пытались перетянуть "бюджетное одеяло" на себя.
- Да и не надо стричь всех под одну гребенку. Автономные округа Красноярского края и Тюменской области действительно очень богатые и требуют, безусловно, иной модели административной реформы. Насколько я знаю, в Красноярске недавно состоялось заседание губернаторов Красноярского края и входящих в него Таймырского и Эвенкийского автономных округов. Они договорились начинать свое объединение с создания единого экономического пространства, то есть с экономической интеграции. Речь идет о признании экономического районирования как одной из основ федеративного устройства России. Мой коллега по Совету Федерации сенатор от Таймыра Леонид Рокецкий считает, что процесс объединения у них может завершиться уже в 2005 году. Думаю, примерно по такому же пути должен пойти и Тюменский край. Для других автономных территорий "пермский" пример вполне приемлем. И он уже находит отклик. Так, в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе в эти дни создана инициативная группа в поддержку референдума по объединению с Иркутской областью.
- Территориальные укрупнения, которые стимулирует проводимая административная реформа, затрагивают Конституцию России. Насколько это оправданно?
- Осторожность власти не должна превращаться в бездействие, губительное для страны. Нынешняя "многосубъектная", ее еще иронично называют "матрешечной", структура Российской Федерации стала "миной замедленного действия", заложенной в российской Конституции 1993 года. Вспомните "тюменское дело", когда Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа отказались проводить на своих территориях выборы в областное Законодательное собрание. Или конфликт Красноярского края и Таймырского автономного округа, который начался с межбюджетных споров, а со временем вылился в выяснение территориальной принадлежности Норильского промышленного района. "Многоступенчатость", когда внутри субъекта России может находиться равноправный ему субъект, породили, я бы сказал, "конституционное двоевластие" на одной территории, многочисленные противоречия, которые вылились в конфликты.
- Многие из них начинались как экономические, а затем перерастали в политические, принимали этнический или религиозный окрас...
- В этом и кроется опасность "матрешек". Как считают специалисты, их существование нынче не оправдано ни экономическими, ни политическими мотивами. Сегодня пришло время эти "мины" обезопасить. Конечно же, действовать нужно не спеша, взвешенно, так, чтобы не навредить людям. Владимир Путин в своем еще первом Послании Федеральному Собранию определил, можно сказать, системный подход к реформированию федеративного устройства страны. "Сегодня мы прежде всего ставим задачу наведения порядка в органах власти, - отметил он. - Но это не конечная цель, а лишь первый этап государственной модернизации". Президентский закон "о совершенствовании вертикали власти" был первым этапом укрепления государственности и территориальной целостности России. Второй - принятый в июне 2003 года Закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительских) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Он звучит многословно и очень благозвучно, но представляет собой поистине исторический шаг в государственном устройстве России, некоторые аналитики даже называют его "малой конституцией". Это, как находят специалисты, первый реальный вклад в административную реформу, вокруг которой пока больше слов, чем дела. Он вплотную подошел к решению самого трудного вопроса в жизни любого государства - к разграничению полномочий и ответственности между центром и регионами. Первый результат этого закона - Пермский край.
- Николай Иванович, при Михаиле Горбачеве вы длительное время возглавляли советское правительство. Как воспринимаете правительство нынешнее, которое только что пережило реорганизацию?
- Сказать, что в нем нет профессионалов, не могу. Есть люди, которые имеют и знания, и большой управленческий опыт, и стремление сделать что-то полезное для страны. И все же я не могу понять мотивы некоторых кадровых перестановок. Скажем, я переживаю, что Алешин потерял пост зампреда правительства и сейчас находится где-то на третьей ступеньке. Он очень компетентный специалист, высококлассный профессионал. Его хорошо знают и уважают в военно-промышленном комплексе, что многого стоит. Сейчас, по-моему, в правительстве нужны как раз такие.
На мой взгляд, удачно назначение в топливно-энергетическом комплексе. А вот вокруг назначения Германа Грефа кроется, можно сказать, какая-то мистическая тайна. Он так много неладного сделал для страны - и все на плаву. Как-то мы пригласили его в Государственную Думу с просьбой рассказать о состоянии дел со вступлением России в ВТО. Он много рассказал, особенно о том, что такое ВТО, но ни слова об ожидаемых последствиях. Я спрашиваю: "Герман Оскарович, проинформируйте, как, по вашим расчетам, будет развиваться наша экономика? Останется ли у нас легкая и авиационная промышленность? Выживет ли село? Какие отрасли в случае вступления в ВТО погибнут окончательно?". Греф ничего конкретного не сказал, кроме того, что, мол, вступим в ВТО - а там разберемся. У него традиционный для либералов подход: кто выплывет, тот и выживет! По разным подсчетам, если мы вступим в ВТО на тех условиях, что нам предлагают, то в России обречены на нищету от 5 до 10 миллионов человек. Цинизм же власти - это не только страшно, это опасно.
Вел интервью
Павел АНОХИН.